2. Условия и пути развития школьного самоуправления
С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление (см. таблицу 25). В теории и практике воспитания выявлены условия, способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе (М. И. Рожков, И. Ф. Харламов и др.).
Таблица 25
Этапы формирования коллектива и развитие самоуправления
I этап
II этап
III этап и IV этап
К концу этого этапа выделяется актив, поддерживающий требования и ценности педагога. Деятельность актива в большей мере носит исполнительский характер. Педагог сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся умения самостоятельной работы, привлекает их к самоуправлению через назначение ответственных лиц. Ученическое самоуправление представлено такими элементами, как задания, поручения, расстановка ответственных, взаимоконтроль и другими
Актив сформирован, к нему переходит организаторская функция педагога. Учащиеся привлекаются к самоуправлению через выборы актива демократическим путем. Они определяют цели, усваивают задачи предстоящей работы, распределяют обязанности, осуществляют оперативное руководство работой, подводят итоги. Педагог занимает позицию консультанта: передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы и класса
Наряду с постоянными органами самоуправления имеется постоянно меняющийся актив в органах самоуправления. Ученическое самоуправление реализуется через коллективное планирование, проведение и анализ дел. Каждый ученик участвует в организации дел в порядке очередности. Педагог при этом занимает позицию партнера. При выполнении общих задач, стоящих перед коллективом, он сотрудничает с учащимися на равных основаниях
Из народной мудрости
□ Адзт хоць i дуб, ды не лес (бел.).
П Молодо-зелено, погулять велено (рус).
□ Вариативность, свобода выбора деятельности учащимися во внеучебное время, добровольность включения в ту или иную деятельность. Реализация данного условия формирует мотивационную сферу, активное отношение к результатам деятельности, развивает творческое мышление, умения критические оценивать свои возможности, стремиться к самостоятельному решению тех или иных задач.
□ Сотрудничество и творческое партнерство педагогов и учащихся в разных видах деятельности, взаимодействие классного руководителя и ученического самоуправления. Это обеспечивается принятыми педагогами и учащимися нормами отношений, обстановкой взаимной ответственности и взаимного доверия. Педагоги и учащиеся участвуют в работе органов со-управления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. На социально-психологическом уровне между, ними устанавливается взаимопонимание, атмосфера взаимопомощи и сопереживания друг другу. Все это способствует тому, что педагоги и учащиеся ощущают себя членами общешкольного коллектива.
□ Периодическая сменяемость и преемственность органов самоуправления, его временных и постоянных участников. Это обеспечивается систематическим поиском такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные (определенные положениями и уставами) и временные органы самоуправления.
□ Состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления.
□ Проведение специальной воспитательной работы с активом. Ее содержание включает: инструктирование членов самоуправления, разъяснение их обязанностей; оказание помощи в разработке, подготовке и проведении намеченных дел, организацию обмена опытом работы, контроль за исполнением поручений, привлечение внимания учащихся к качеству работы и т. д. Актив, по утверждению А. С. Макаренко, является тем здоровым и необходимым в детском коллективе резервом, который обеспечивает преемственность поколений, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.
□ Формирование у школьников, участвующих в самоуправлении, умений планирования, организации, анализа результатов деятельности.
□ Педагогическое стимулирование лидерства учащихся. Педагоги создают своеобразное «поле лидерства» (М. И. Рожков), компонентами которого являются: стиль отношений в группе, морально-психологический климат, способствующий формированию у школьников готовности к проявлению лидерских качеств; конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа учащихся.
□ Наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.
Важнейшим из перечисленных условий развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности (см. схему 78).
Подготовка к организаторской деятельности
Т
Сообщение разнообразной информации, необходимой учащимся для выполнения организаторских функций в процессе обучения и внеклассной работы
Формирование организаторских умений и навыков на основе применения управленческих знаний в процессе практической деятельности, тренингов, деловых игр ит. д._
Схема 78
Т
Закреплениеприобретенных знаний и умений,коррекция управленческих действий в ходе управленческой практики
Коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище. (А. С. Макаренко.)
Общая тенденция развития коллектива — превращение его все в большей мере в субъект воспитания, способный вырабатывать задачи и законы своей коллективной жизни, организовывать свою деятельность, регулировать внутриколлектив-ные отношения, а значит, смещение управляющих механизмов в сторону соуправления, самоуправления, саморегуляции. (Л. И. Новикова.)
Для записей
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора