logo
КСР от Калач Микуле

4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения

Особо следует рассмотреть проблему неуспевающих детей. Под неуспеваемостью по­нимают итоговую (комплексную) неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более wiu менее длительного закон­ченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год). Существуют разные подходы к классификации причин неуспеваемости.

В категорию неуспевающих, отстающих в учении детей чаще всего попадают:

□ Дети с особенностями психофизического развития, прежде всего с задержкой психическо­го развития (нарушением нормального темпа психического развития). Причинами неуспевае­мости таких детей в массовой школе является незрелость сложных форм поведения, целена­правленной деятельности на фоне быстрой утомляемости, нарушений работоспособности и т. п. Детям с ЗПР свойственны: медленное восприятие и переработка информации, по­требность в наглядно-практической опоре для более полного ее восприятия; недоразвитость словесно-логического мышления; объем и темп работы ниже, чем в норме; неустойчивое внимание, большая отвлекаемость, несамостоятельность и другие особенности.

□ Социально и педагогически запущенные дети, которые в силу неправильного семей­ного воспитания или его отсутствия, неблагоприятных макросоциальных условий оказыва­ются недостаточно подготовленными для обучения в школе.

□ Ослабленные или функционально несозревшие для школьного обучения дети: дети с хроническими заболеваниями, с неразвитым произвольным вниманием, несформированной на надлежащем уровне волей, недостаточно развитой учебной мотивацией и т. п.

□ Дети с незначительными отклонениями в различных функциональных системах, кото­рые, сочетаясь между собой, приводят к чрезмерной возбудимости или даже агрессивности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Нарушения поведения сочетаются нередко с трудностями в овладении письмом, чтением, счетом и т. п.

□ Дети, в структуре личности которых возникли негативные психические процессы (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванные непрофессиональными педагогиче­скими действиями учителей и родителей и отрицательно сказывающиеся на учебной дея­тельности и межличностных отношениях детей.

□ Дети с относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реаль­ного уровня знаний от фактических способностей учащихся, вызванное, как правило, за­ниженными требованиями к ним.

□ Нестандартные дети (одаренные, талантливые, тугодумы и др.).

Исследователь данной проблемы Л. С. Славина выделяет следующие группы неуспе­вающих школьников: 1) дети с неправильным отношением к учению; 2) усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость); 3) дети, у которых не сформированы умения учебной работы; 4) учащиеся, не умеющие трудиться; 5) дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость может носить эпизодиче­ский характер (ослаб контроль, возникли интересы вне школы и т. п.); быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (невысокие способности ученика к данному предмету, отсутствие интереса к нему, конфликт с учителем и т. д.) или носить характер общего и глубокого отставания в учении по многим предметам в течение длительного времени.

К субъективным причинам неуспеваемости относят недостаточную готовность ребен­ка к школьному обучению (отсутствие необходимых знаний, умений, привычек); неверие ученика в собственные силы, низкая самооценка; повышенный конформизм (подчинение нормам поведения группы сверстников в противовес собственным устремлениям); оценка достижений ученика не по его реальному продвижению в учении, а в сравнении с успехами лучших учеников класса; отсутствие в арсенале педагогов методов, форм и средств диффе­ренцированного обучения, а также методик обучения нестандартных детей.

Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от по­мощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции (выравнивания) и даже во вспомогательные (специальные) шко­лы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его

Было бы, конечно, грубой ошибкой рассматривать каждого неуспе­вающего ученика как ребенка с от­клонениями в раз­витии. По сути дела, каждый не­успевающий уче­ник не успевает по-своему.

(Т. А. Власова.)

Каждый ребенок есть однажды слу­чающееся чудо. (Э. Ильенков.)

Для записей

228

школьных успехов. Проверенными способами коррекции неуспеваемости является дифференцированное и ин­дивидуальное обучение.

Коррекционную работу с детьми и подростками, имеющими отставание в учебной деятельности, следует на­чинать с диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, изучение результатов учебной деятельности и другие методы) их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния их эмоционально-волевой сферы. С учетом результатов диагностики педагоги оказывают непосредственную (оперативную) помощь или опо­средованную (длительного действия) помощь. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и направлена на устранение пробелов в знаниях, способах мышления или деятельности (см. таблицу 14).

Таблица 14

Признаки отставания в учении

Коррекционная помощь

□ Затрудняется отвечать на вопросы по тексту учебника или по содержанию рассказа учителя.

□ Не может выделить главные теоретические положе­ния, неправильно воспроизводит определение, формули­ровку закона, не может воспроизвести схему и т. п.

Повторить объяснение, максимально разбив его на час­ти. Задать вопросы по основным содержательным час­тям изученного материала, опустив детали

□ Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил, формул, в применении их по образцу, в знакомой ситуации

Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их. Повторно рассмотреть и проанализировать используемые на уроке схему, та­блицы, опоры с объяснением того, что непонятно

□ Затрудняется в творческом применении изученного материала в незнакомой ситуации

Решить ряд задач, в которых используется изучаемый материал (понятие, закон), рассматривая альтернатив­ные варианты решения

□ Не владеет общеучебными умениями и навыками (ра­бота с учебником, справочной литературой, другими источ­никами учебной информации, составление плана конспек­та, выделение главного, связный пересказ и т. п.)

Разъяснять назначение данных умений; систематично и по­следовательно отрабатывать каждое умение; обеспечить алгоритмизацию отработки умений и навыков (давать точ­ные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности)

В целом устранение пробелов в знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индиви­дуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании спо­собов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих неуспеваемость, на общее улучшение условий обучения. Важное направ­ление работы по преодолению отставания в учении — это психолого-педагогическая подготовка к учебной дея­тельности, а также ее мотивация, убеждение в значимости знаний и умений. Важно, чтобы учащиеся проявили активное отношение к изучению учебного материала.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Установите соотношение между этими понятиями.

2 Что понимают под «внутренней» и «внешней» дифференциацией обучения? Назовите ее виды.

3. Какое обучение в педагогике называют дифференцированным? Охарактеризуйте формы, методы и средства диффе­ренцированного обучения учащихся на разных возрастных этапах.

4. Раскройте содержание понятий «способности», «одаренность», «талант».

5. Назовите особенности познавательного, психического и социального развития одаренных детей.

6. Какие пути обучения и воспитания одаренных детей предложила мировая образовательная практика? Каковы пути развития способностей и одаренности в общеобразовательной школе?

7. Охарактеризуйте группы детей, которые могут попасть в категорию отстающих или неуспевающих учащихся.

8. Назовите общие меры по преодолению отставания в учении. Раскройте пути оперативной и долговременной помощи отстающим или неуспевающим учащимся.

Глоссарий

П Дифференциация обучения 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных (однородных) группах.

Индивидуализация обучения 1) организация учебного процесса, при котором выбор содержания, способов, при­емов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особен­ностей ребенка в процессе обучения.

«Внутренняя» дифференциация обучения такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях учебной группы (класса) с разнородным составом учащихся.

«Внешняя» дифференциация обучения такая организация учебного процесса, при которой создаются специ­альные дифференцированные учебные группы с однородным составом, в которых осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся.

230

Дифференцированное обучение обучение, в ходе которого учитываются типологические возрастные и индиви­дуальные особенности учащихся.

П Уровневая дифференциация форма «внутренней» дифференциации, которая каждому ученику дает возмож­ность овладевать учебным материалам по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях, но не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.

Профильная дифференциация форма «внешней» дифференциации, которая предполагает обучение разных групп старшеклассников (профили, уклоны и т. п.) по программам, отличающимся глубиной изложения и объемом учебного ма­териала, номенклатурой изучаемых вопросов, профессионально ориентированным содержанием обучения.

Одаренность высокий уровень развития и проявления общих или специальных способностей; сложное инте­гральное качество личности, в структуре которого выделяют ненасыщаемую познавательную потребность, креа­тивность и настойчивость.

П Неуспеваемость итоговая (комплексная) неподготовленность учагцихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год).