logo
КСР от Калач Микуле

5. Документы, определяющие содержание образования

На основе образовательных стандартов разрабатываются нормативные документы, определяющие содер­жание образования: учебные планы образовательных учреждений, учебные программы, учебники и учебные пособия (см. схему 31).

Содержание образования представлено

В Государственных образовательных стандартах

В учебных планах

т

В учебных программах

В учебниках и учебных пособиях

Государственный образовательный стандарт — норма­тивный документ, в котором определен образовательный минимум («Что дол­жен знать и уметь выпускник?») для каждой ступени об­разования

Учебный план —

документ, который устанавливает со­став учебных пред­метов, изучаемых в данном образо­вательном учреж­дении, их распре­деление по годам обучения, общий объем отводимого на их изучение вре­мени

Учебная програм­ма — нормативный документ, фикси­рующий содержа­ние образования на уровне учебного предмета, в кото­ром кратко изложе­но систематизиро­ванное содержание, объем знаний, уме­ний и навыков, под­лежащих усвоению учащимися

Учебник — важ­нейшее дидакти­ческое средство, книга для учащих­ся, в которой из­лагаются основы научных знаний по определенному учебному предме­ту в строгом соот­ветствии с целями обучения, уста­новленными про­граммой данного учебного предме­та, и требованиями дидактики

Схема 31

В учебном плане общеобразовательной школы, mi орьш упорядочивает структуру учебного года и опреде­ляет общий порядок занятий, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям. Типовые учебные планы в Республике Беларусь утверждает Министерство образования. На их основе ежегодно Министерством образования утверждаются учебные планы на текущий учебный гол для всех типов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования независимо от формы собственности.

Учебный план содержит базовый (инвариантный) и школьный (вариативный) компонент. Школьный компо­нент определяется решением педагогического или методического совета школы с учетом пожеланий учащихся и их родителей, наличия соответствующих педагогических кадров и материально-технической базы школы. Часы школьного компонента могут использоваться для изучения отдельных предметов на повышенном или углубленном уровнях, для факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, индивидуальных или групповых консультаций, организации профильного обучения.

Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Обычно учебная программа состо­ит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В объ­яснительной записке коротко раскрывается структура содержания учебного предмета, показываются его роль и функции в учебном плане, обосновываются цели и задачи изучения предмета, дается общая характеристика методов, форм, средств обучения. Основная часть программы отражает содержание, структуру учебного предмета.

Из народной мудрости

Испокон веков человека книга растит (рус). п Выбирай книгу, как выбираешь друга (англ.).

152

В ней излагаются основные положения каждой темы с указанием количества часов на ее изучение. В этой части должны реализовываться цели и задачи, поставленные в объясни­тельной части учебной программы; четко разделяться обязательный для изучения и допол­нительный материал; указываться возможные средства обучения, а также лабораторные, практические, экскурсионные и другие занятия. В данной части программы содержатся так­же указания на межпредметные связи при изучении тех или иных тем, выделяются ведущие идеи, понятия, проблемы науки, которые изучаются в учебном курсе.

В разделе программы «Требования к знаниям и умениям учащихся» фиксируются основ­ные специальные умения и навыки по данному предмету по классам и раскрываются уров­ни овладения ими. Могут указываться также объекты и средства контроля.

На основе Типовой учебной программы составляются базовые, рабочие или авторские учебные программы.

Традиционно существует два принципа построения (структурирования) учебных программ: линейный и концентрический. Если отдельные части учебного материала образуют непрерыв­ную последовательность тесно связанных между собой звеньев и прорабатываются за время обучения только один раз, то такую структуру учебной программы называют линейной. Если же одна и та же тема, элемент содержания образования излагается и изучается за время обучения несколько раз, но при этом расширяется и углубляется, то говорят о концентрической структуре учебной программы (содержания образования). Если в учебной программе сочетаются линей­ный и концентрический принципы, то говорят о смешанном принципе (способе) ее построения. Возможен и спиральный способ построения учебной программы, при котором учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Содержание учебной программы более подробно раскрывается в учебниках и других учебных пособиях. Материал в учебнике структурирован по главам, параграфам, темам. Для облегчения усвоения материала даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, таблицы, графики и т. д. Кроме информативного материала в учебник включаются вопросы и задания, имеющие целью помочь ученику осмыслить и обобщить материал, указывается литература для самообразования. Учебник выполняет ряд функций (см. схему 32).

Функции учебника (по Д. Д. Зуеву)

Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной ин­формацией, способствующей формированию мировоззрения, духовному развитию учащих­ся и практическому освоению мира. Мотивационная функция заключается в создании сти­мулов к изучению предмета, в воспитании интереса и позитивного отношения к учению. Транс­формационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности, последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с практикой и др. Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения мате­риала в логике учебного предмета. Функция закрепления и самоконтроля связана с предостав­лением возможности повторного изучения материала, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов. Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ученику приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Координирую­щая функция способствует привлечению разнообразных средств обучения (справочники, карты,

Родина, свой на­род, формирова­ние активного патриотизма — это фундамен­тальные ценно­сти всякого обра­зования.

(В. Оконь.)

Ни одна професси­ональная деятель­ность не протека­ет без предвари­тельно созданной и изученной специ­алистом програм­мы. В программе перечисляется и оформляется именно то, чем наполняется дея­тельность. (Н. Е. Щуркова.)

Для записей

иллюстрации, фильмы и т. п.) в процессе работы над материалом учебника. Воспитательно-развивающая функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей. Обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования.

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые, вспомогательные компоненты (вопросы, упраж­нения, задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, иллюстративный ма­териал и подписи к нему, предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели и другие).

Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализировано. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники упражнений, те­стов, рабочие тетради, атласы, словари, справочники и другие. Учебно-методический комплекс по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, элек­тронные ресурсы, видео-, аудио— и другие средства обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «содержание образования».

2. Какие теории содержания образования известны в истории педагогики? Дайте их краткую характеристику.

3. Как решается проблема содержания образования в современной педагогике?

4. Назовите источники и факторы, детерминирующие содержание образования.

5. Какие принципы отбора содержания разработаны в педагог ической науке?

6. Охарактеризуйте систему критериев отбора содержания общего образования, которая применяется в современной педагогике.

7. Дайте краткую характеристику основных тенденций совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь.

8. Назовите нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса. Каково их назначение и функции?

Глоссарий

Содержание образования — педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой дея­тельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности.

Знание 1) результаты познания человечеством действительности, зафиксированные с помощью слов и различных знаков и проверенные общественно-исторической практикой; 2) образы вещей, свойств, процессов, отношений действи­тельности, сохраняющиеся в памяти человека в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т. п.

Общее образование — процесс и результат овладения индивидом основами наук, соответствующими умениями и навыками и опытам отношений к миру и себе, необходимыми для формирования его мировоззрения, подготовки к уча­стию в обгцественной и трудовой деятельности, получения профессионального образования.

П Политехническое образование — процесс и результат овладения учащимися научными основами производства доминирующими в данной стране, регионе, местности, умениями пользоваться простейшими орудиями труда, а также подготовки учащихся к выбору профессии и овладению специальностью.

Профессиональное образование — процесс и результат овладения индивидам знаниями, умениями и навыками, даю­щими ему возможность заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве квалифицированного ра­бочего, специалиста средней гаи высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники, образования или культуры.

Учебный предмет — педагогически обоснованная система научных знаний, умственных и практических способов деятельности, выражающих основное содержание и методы конкретной науки.

П Учебный план — нормативный документ, который устанавливает состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, общий объем отводимого на их изучение времени.

Учебная программа — нормативный документ, фиксирующий содержание образования на уровне учебного предме­та, в котором кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежагцих усвое­нию учащимися.

О Учебник — важнейшее дидактическое средство, книга для учащихся, в которой излагаются основы научных знании по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета, и требованиями дидактики.