logo
КСР от Калач Микуле

Тема 1.24

Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление

Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка.

В. А. Сухомлинский

^3 Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность понятия «педагогическое общение», структуру и функции педагогическо­го общения;

п знать и уметь охарактеризовать закономерности педагогического общения; знать и уметь раскрывать содержа­ние его бессловесного и словесного компонентов;

□ понимать сущность готовности учи геля к педагогическому общению, его коммуникативной культуры; уметь диа­гностировать и рефлексировать уровень сформированности у себя коммуникативных способностей и умений;

□ знать и уметь охарактеризовать возможные стили педагогического общения и педагогического руководства, уметь обосновать целесообразность их применения в педагогическом процессе;

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «педагогический конфликт», «конфликтоген педагогического общения»; знать этапы развития «педагогического конфликта», возможные стили поведения в нем, уметь обо­сновать их целесообразность;

п знать и уметь раскрывать типы конфликтогенов педагогического общения, их возрастную специфику; знать и уметь применять методы преодоления педагогических конфликтов.

Основные вопросы__

1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности педагогического общения.

2. Культура педагогического общения.

3. Стили педагогического общения и педагогического руководства.

4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления.

5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика.

^Ер Понятия темы _

Общение, коммуникщия, педагогическое общение, культура педагогического общения, педагогический такт, стиль педагогического общения, стиль педагогического руководства, конфликт в педагогическом общении, кон­фликтогены педагогического общения.

Efc^j Рекомендуемая литература

1. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2006. — С. 151—169.

2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.]. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — Гл. 3.

3. Основы педагогики : учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Минск : Аверсэв, 2003. — С. 209—218.

4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Ми­халкович. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 207—229.

5. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. — Минск : Бел. навука, 1998. — С. 134—179.

6. Сергеев, И. С. Основы педагогической деятельности / И. С. Сергеев. — СПб.: Питер, 2004. — Гл. 2.

7. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 458—472._

2jj 1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности педагогического общения

Понятие «общение» относится к числу межпредметньгх категорий. Его изучают философия, психология, социо­логия, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности, обеспечиваю­щий все другие виды деятельности. Общение — это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение сводят только к коммуника­ции — передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств. В этом узком понимании общение выступает в качестве средства воспитания и обучения или их важной составляющей.

Структура общения

Коммуникативная сторона общения — обмен инфор­мацией между субъектами общения

Интерактивная сторона общения — обмен дей­ствиями, построение общей стратегии взаимодействия

Схема 82

Перцептивная сторона общения — восприятие, изучение, установление взаи­мопонимания, оценка пар­тнерами по общению друг друга

Восприятие и понимание личности ученика педагогом

Информационная функция

Функция организации деятельности

Нормативная функция

Регулятивная функция

Функция обмена социальными ролями

Сопереживание

1

Са моутверждение

Познание физических состояний и личностных качеств ученика, обеспечивающее по­нимание его индивидуальности, определение перспектив его развития

Обеспечивает процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духов­ными ценностями; формирует положительную мотивацию различных видов деятель­ности, в том числе самообразования, содействует развитию межличностных взаимоот­ношений в группе и т. д.

Способствует формированию разнообразных умений личности (организаторских, ком­муникативных и других); реализуется через участие учащихся в деятельности в роли организаторов или исполнителей

Обеспечивает усвоение нравственно-эстетической информации, моральных понятий и норм, правовых знаний и формирование соответствующих умений взаимодействия с окружающим миром

Предусматривает осуществление контроля, коррекции деятельности и поведения уча­щихся

Направлена на социализацию личности через смену социальных ролей; способствует формированию умений личности адекватно воспринимать и понимать других людей

Как уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности или группы данная функция способствует развитию эмоциональной чувствительности учащихся, формирует способность стать на позицию другого человека, воспитывает гуманность

Обеспечивает ребенку веру в свои силы, осознание своего «Я», стимулирует его твор­ческие способности, формирует адекватную самооценку, способствует его самоопре­делению в разных сферах жизнедеятельности

Схема 83

В широком смысле общение — одна из форм взаимодействия социальных субъек­тов, процесс обмена рациональной и эмоционапьно-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей. Когда утверждают, что общение является сущностью педагогического процесса, то имеют в виду именно общение в широком смысле.

Благодаря общению процесс воспитания и обучения начинается с рождением ребенка и про­должается всю жизнь. В процессе общения индивида с людьми происходит социализация, ста­новление его индивидуальности, формируются познавательная и эмоционально-волевая сферы, усваиваются конкретные виды социальной деятельности. В структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных компонента (см. схему 82, с. 184).

Соответственно, говорят о коммуникативной, интерактивной, перцептивной функциях общения. Охарактеризованные выше стороны и функции общения характерны и для обще­ния педагога с учащимися. Для обозначения процесса общения педагога с воспитанниками существует специальный термин — «педагогическое общение». Для того чтобы педаго­гическая деятельность была эффективной, необходимо, чтобы она строилась «по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Педагогическое общение — это целенаправленное, специально организованное взаимодей­ствие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществля­ется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных от­ношений к себе и окружающему миру. Таким образом, педагогическое общение — это про­фессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач воспитания, обучения, развития. Если общение педагога с классом сводится только к контролю за по­ведением детей и решению возникающих дисциплинарных проблем, то его нельзя назвать педагогическим. Оно становится таковым в том случае, если возникает обмен духовными ценностями и смыслами учащегося и педагога.

Функции педагогического общения являются развитием функций человеческого общения и обусловлены целями, структурой и содержанием педагогической деятельности. Назовем и коротко охарактеризуем эти функции (по И. В. Михалковичу; см. схему 83, с. 184).

Осознание вышеперечисленных функций педагогического общения учителем поможет ему построить такую модель общения, которая обеспечит решение поставленных учебно-воспитательных задач.

Педагогическое общение включаег словесный (вербальный) (от лат. verbalis — устный, словесный) и бессловесный (невербальный) компоненты. Бессловесный компонент состав­ляют: зрительный образ учителя (имидж), телесные средства (мимика, пантомимика, же­сты), пространственные средства (мизансцена класса, организация межличностного микро­пространства общения, дистанция общения). Речь как средство общения одновременно вы­ступает в качестве источника информации и способа взаимодействия собеседников.

Установлены закономерности педагогического общения, или социально-психологические эффекты (см. схему 84).

Эффект ореола — распростра­нение общего оценочного впе­чатления о человеке на все его еще неизвестные личностные ка­чества, действия и поступки

Эффект первого впечатления —

обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нем

I

I

Социально-психологические эффекты (по В. И. Смирнову)

Т

т

т

Эффект новизны — при­дание большего значения более поздней (последней) информации при восприя­тии и оценивании знакомо­го человека

Эффекг первичности —

придание большего значе­ния при восприятии и оце­нивании незнакомого (ма­лознакомого) человека той информации о нем, которая поступила раньше

Эффект стереотипии ции —

использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека как средства «сокращения» узнавания. Стереотипиза-ция приводит к построе­нию неточного образа, к воз­никновению предубеждений

Схема 84

Непосредственно на уроке «срабатывают» (по И. С. Сергееву):

о эффект имиджа — первоначально основное впечатление на класс оказывает внеш­ний вид учителя;

Умение слушать ребенка — боль­шое педагогиче­ское искусство. (В. А Сухомпинский.)

...для интелли­гентного чело­века дурно го­ворить должно считаться таким же неприличным, как не уметь чи­тать и писать, и в деле образова­ния и воспитания обучение красно­речию следовало бы считать неиз­бежным.

(А. П. Чехов.)

Для записей

эффект первых фраз — вызывает необходимость обновлять типовые приемы (словесные заготовки), по­зволяющие привлечь внимание, вызвать интерес, настроить на работу, то есть продуктивно начать урок (инте­ресный факт, эпиграф урока, короткий видеофрагмент, загадка и т. п.);

эффект релаксации — участникам педагогического общения приходится прилагать усилия по самоорганиза­ции своего внимания, поэтому учителю необходимо периодически применять приемы, направленные на разрядку, умственное переключение и эмоциональное расслабление (шутка, перерыв, игровые моменты и т. п.);

эффект рассеяния — учащиеся воспринимают изложенную педагогом информацию не совсем четко, противо­речиво, некоторые вообще остаются при своем мнении; установлено, что только 70 % озвученной педагогом инфор­мации будет услышано учениками, 60 % — будет понято, 45 % — будет принято к размышлению, 25 % — через некоторое время останется в памяти.