logo
КСР от Калач Микуле

6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения

Важнейшей закономерностью процесса воспитания является детерминированность его уровнем обще­ственного развития, культурой общества. Среда во всех значениях этого термина выступает фактором вос­питания личности. Воспитание как педагогический процесс протекает в определенном социуме (от лат. socium — общий, совместный) — сообществе, социальном окружении человека. При этом социальная сре­да (духовные и материальные условия жизни) оказывает как стихийные, неуправляемые, так и специально организованные (в образовательных учреждениях) социально-педагогические воздействия на индивида. Эти воздействия могут оказывать люди, не имеющие профессионально-педагогической подготовки (руко­водители, должностные лица, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, роди­тели, члены разных социальных групп и т. п.).

Стихийное влияние среды — неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и обще­ственной среде в виде того или иного социального движения, информационного потока, волны интереса, ярко об­наруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения и т. п. (по В. А. Караковскаму). Стихийное влияние среды может быть позитивным и негативным с точки зрения воспитания личности. В первом случае это воздействие на подрастающее поколение национальных, моральных ценностей общества, менталитета, средств массовой ин­формации, пропагандирующих эти ценносги, культуры общества в целом. Изменение социальных, политических, экономических условий жизни объективно вызывает изменение характеристик современных детей и подростков. Назовем некоторые из них (по Л. И. Маленковой)', большая информированность, приобщение к технике, новым ин­формационным технологиям, свобода и раскованность в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, ориентированность на западноевропейский или на американской образ жизни, более раннее взросление, большая ориентированность на материальные ценности, чем на духовные и т. п.

Негативные воздействия среды связаны с влиянием псевдо- (или поп-) культуры, с отсутствием культур­ных ценностей и норм в детской среде. Это выражается в таких негативных тенденциях, как неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; общение на языке сленга, приобщение к та­бакокурению, алкоголю, наркотикам, безнадзорность, суицид и другие. Практику реальной жизни индивида в определенном социуме образно называют «школой жизни» (включает «школу семьи», «школу улицы», «школу неформальных объединений», «школу компьютерных технологий», «школу СМИ и видеопродукции» и т. п.). При этом сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий образовательных учреждений часто не совпадают или даже конкурируют друг с другом.

В связи с этим перед учреждениями образования встает задача регулировать стихийные воздействия среды и создавать воспитываюи^ую социокультурную среду — конкретное для каждого ребенка социальное пространство,

Из народной мудрости

п Один в поле не воин (рус).

| 174

посредством которого он включается в культурные связи общества, приобретает поло­жительный социальный опыт. Для решения этой задачи семья, ученические группы, дет­ские и юношеские объединения, общеобразовательные учреждения как специфические со­циокультурные общности нуждаются в консолидирующей системе идей, ценностей (идео­логии) общества, без которой они не могут осуществлять поставленные задачи образования подрастающего поколения.

Следует подчеркнуть, что общество воздействует на подрастающее поколение прежде всего через свой менталитет и соответствующий образ жизни (совокупность способов и форм жизне­деятельности, присущих обществу). Под менталитетом общества в философской литературе понимают интегральную характеристику живущих в определенной культуре, географической и социальной среде людей, отражающую специфику их психологической жизни. Менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, основывающихся на име­ющихся в данном общесгве знаниях и верованиях и задающих вместе с доминирующими по­требностями иерархию ценностей, а также характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, интересы и другие социальные установки. Какие ценносги свойственны менталитету людей, живущих в белорусском государстве?

Общепризнано, что систему национальных ценностей составляют патриотизм, граж­данственность, толерантность, трудолюбие, коллективизм. Ценности общества, цели и пер­спективы его развития в концентрированном виде отражены в идеологии государства как системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ори­ентации, моральные нормы, тот или иной образ жизни, социальную активность. В каче­стве приоритетов белорусской идеологии, направлений развития белорусской государствен­ности выступают (по Ф. И. Храмцовой):

а ценности отдельного человека и государства в целом;

□ национальные интересы независимости и безопасности Республики Беларусь;

□ высокий статус культурно-духовных ценностей, традиций белорусского народа;

□ соблюдение прав и свобод человека, формирование демократического, гражданского общества;

п патриотизм, социальная справедливость, забота о человеке;

□ коллективизм, труд в интересах личности и всего общества.

Эти идеологические положения, будучи положенными в основу системы образования и ра­боты СМИ, будут способствовать освоению подрастающим поколением основополагающих национальных идей и ценностей, формированию убеждений, национального самосознания, становлению гражданской позиции учащихся. Содержащиеся в средствах массовой инфор­мации материалы дают примеры гражданской деятельности, анализируют поступки людей, историю судеб, приводят комментарии к событиям, происходящим в мире. С помощью СМИ учащиеся включаются в анализ общественных явлений, сопоставляют свою позицию и позицию других, сопереживают происходящему.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте группы высокого и низкого уровней развития. Определите понятие «коллектив».

2. Каковы функции и возможная структура ученической группы? Чем отличается ее формальная и неформальная структуры?

3. Раскройте содержание этапов развития детского коллектива в зависимости от характера предъ­являемых педагогом требований и его позиции.

4. Охарактеризуйте содержание и технологические аспекты педагогического руководства процес­сом формирования ученического коллектива.

5. Определите понятия «семья», «семейное воспитание». Охарактеризуйте основные функ­ции семьи.

6. Назовите внутренние и внешние факторы семейного воспитания.

7. Какие типы семей выделяют в психолого-педагогической литературе? Каковы особенности их влияния на ребенка?

8. Дайте краткую характеристику типичных ошибок семейного воспитания. Каковы пути их пред­упреждения?

9. Определите направления, формы и методы взаимодействия школы и семьи в воспита­нии ребенка.

10. Покажите роль менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспита­нии подрастающего поколения.

Глоссарий

О Группа (социальная) ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (по размеру, по общественному статусу, по непосредствен­ности взаимосвязей, по уровню развития, по значимости, по содержанию деятельности и др.).

Учебная группа (класс) группа детей приблизительно одного возраста, живущих и обучаю­щихся приблизительно в одинаковых социокультурных условиях.

Ничто так не спо­собствует люд­ской добродетели, как законодатель­ство и основание государств.

(Платон.)

Для записей

321

Сплоченность группы — мера ее единства, проявляющаяся в общности цепей, мнений, убеждений, ценностных ориентации, традиций, характере межличностных отношений, практической деятельности группы.

Коллектив (от лат. collectives — собирательный) — группа высокого уровня развития — социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

Воспитательный коллектив — коллектив, созданный с целью реализации воспитательных (образовательных) задач, состоя­щий из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных — детского (ученического) и педагогического — коллективов.

Семья — основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены со­вместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отно­шению друг к другу.

Семейное воспитание в широком смысле — форма социализации и воспитания детей, соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев народа, семейно-бытовые условия и взаимодействие родителей с детьми, способ­ствующее развитию их личности.

Семейное воспитание как воспитательная деятельность родителей — взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и со­действующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития.

П Педагогическая культура родителей — степень осознания и понимания родителями ответственности за воспита­ние детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста: практическими умениями и на­выками организации жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.

П Социум — сообщество, социальное окружение человека.

Менталитет общества — интегральная характеристика живущих в определенной культуре, географической и социаль­ной среде людей, отражаюгцая специфику их психологической жизни. Раскрывается через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, основывающихся на имеющшся в данном обществе знаниях и верованиях, и задающих вместе с домини­рующими потребностями иерархию ценностей, а также характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, интересы и другие социальные установки.

Идеология государства — система иоей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, тот или иной образ жизни, социальную активность.