logo
КСР от Калач Микуле

6. Критерии выбора методов обучения

Важной проблемой для учителя является выбор оптимального сочетания методов и приемов в конкретной педагогической ситуации. Этот выбор не является произвольным. Осуществляя его, педагог должен учитывать многие зависимости. Назовем те из них, которые выполняют функции критериев.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, на­ставления и при­менение на деле. (Я. А. Коменский.)

Чтобы ваша лек­ция была инте­ресной для слуша­телей, она преж­де всего должна быть интересной вам самому. (Д. С. Лихачев.)

Для записей

□ Закономерности и принципы педагогического процесса.

□ Цели и задачи педагогического процесса в целом, а также цели и задачи конкретного урока или воспита­тельного мероприятия.

□ Содержание изучаемой учебной дисциплины и отдельного урока (цикла уроков).

□ Время, отводимое на изучение того или иного учебного материала.

□ Материально-технические и средовые условия обучения.

□ Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, в том числе особенности их психофизического развития.

□ Уровень обученности учащихся, уровень сформированности и особенности их мотивации к учебно-познавательной деятельности.

□ Уровень развития учебной группы (детского объединения), стили педагогического руководства и педаго­гического общения.

□ Возможности и индивидуальные особенности педагога (уровень развития профессионально-педагогической культуры, методического мастерства, опыт практической работы, личностные качества, способности, интересы и др.).

□ Тип и структура урока, формы организации деятельносги учащихся, содержание их домашней работы и т. д.

Искусство выбора методов обучения и воспитания заключается в отборе и компоновке методов, целесо­образных и соответствующих системе работы педагога. Возможность применения того или иного метода дикту­ется целесообразностью его применения. При этом необходимо знать и учитывать, что каждый из них развивает и формирует. Например, словесные методы успешнее развивают словесно-логическое мышление, репродуктив­ные методы — практические умения, проблемно-поисковые методы — самостоятельность мышления, творче­ские умения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий «метод обучения», «прием обучения».

2. Что понимают под классификацией методов обучения? По каким признакам (основаниям) можно осуществлять клас­сификацию методов обучения?

3. Назовите и охарактеризуйте группы методов обучения согласно классификации Ю. К. Бабанского.

4. Каковы отличительные особенности словесных методов обучения? Охарактеризуйте более подробно два-три из них (по выбору).

5. Раскройте функции наглядных и практических методов обучения. Каковы условия их эффективного применения? Охарактеризуйте те из них, которые наиболее часто используются педагогами и учащимися на уроках, соответствующих вашей специальности.

6. Назовите методы обучения, специально направленные на стимулирование и мотивацию деятельности и поведения учащихся. Дайте краткую характеристику игровых методов обучения.

7. Назовите виды, формы и методы педагогического контроля, которые традиционно применяются в общеобразователь­ной школе.

8. Что понимают под процессом оценивания деятельности учащихся и педагогов? Определите понятия «оценка» и «отметка».

9. Каковы основные требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся? Охарактеризуйте функции про­цесса оценивания.

10. Обоснуйте критерии выбора педагогом методов обучения. Почему этот выбор не может быть произвольным?

Глоссарий

Метод педагогического процесса (обучения, воспитания) — способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач педагогического процесса (обучения, воспитания, развития).

Классификация методов педагогического процесса (обучения, воспитания) — подразделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию).

Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный метод обучения — метод, основное на­значение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде.

Репродуктивный метод обучения —метод обучения, основным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя.

Метод проблемного изложения — метод, в рамках которого учитель ставит проблему и показывает пути ее на­учного или практического (экспериментального) решения.

Частично-поисковый, или эвристический метод—метод, используя который учитель организует участие школь­ников в выполнении отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач.

Исследовательский метод —метод организации самостоятельной поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, нахождению новых способов решения или доказательств.

Словесные методы — методы педагогического процесса, характеризующиеся тем, что учитель с помощью слова сообщает информацию, а учащиеся ее воспринимают с помощью слуха.

Из народной мудрости

Уча — учи поступками, а не словами (античный афоризм).

191

Наглядные методы методы, при использовании которых основным источникам информации выступает не слово, а различного рода объекты, явления, наглядные или технические средства.

Практические методы способы организации практической деятельности учащихся в процессе обучения и вос­питания.

П Игровые методы способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступной определенному возрасту форме.

П Педагогический контроль процедура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, ее ре­зультатах; установления степени достижения целей обученш и воспитания; проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств.

О Методы контроля в обучении способы выявления результатов учебно-познавательной деятельности учащихся и преподавания.

Процесс оценивания деятельности учащихся взаимодействие педагога или технической системы с учащимися, в результате которого появляется парциальная или/и количественная оценка (отметка).

Парциальная оценка вербальные или невербальные реакции учителя, отражающие эмоционально-оценочное от­ношение учитепя к работе ученика.

Отметка результат процесса оценивания, количественный показатель оценки результатов учебной деятельно­сти учащихся, который фиксируется в документах.