logo
КСР от Калач Микуле

Тема 1.2

Педагогическая профессия. Профессиональные качества педагога

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ... Но самая универсальная, самая сложная и самая благородная работа... — это творение человека.

В. А. Сухомлинский

Педагог мог выполнять свои социальные и профессиональные функции только тогда, когда его личность, его образование и культура являлись опережающими по сравнению с другими членами общества. Поэтому в некоторых древних цивилизациях (Древнем Китае, Индии, Египте) учитель был очень почитаемым чело­веком, а его деятельность считалась почетной. Становление педагогической деятельности как профессии, тре­бующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности. На смену об­разованию, имеющему анонимный и коллективный характер, неотделимому от бытовых, трудовых и иных отно­шений, приходит образование как самостоятельный вид деятельности и отношений. Возникновение и развитие письменности, сложная техника письма (клинопись, иероглифы) требовали от учителя особых знаний и подготовки. В древнем Вавилоне, Египте учителями чаше всего были жрецы, в Древней Греции — наиболее умные, способные вольнонаемные граждане (дидаскалы, педотрибы, педономы). В древнем Риме учителя (риторы, грамматики) становились государственными служащими. Они должны были хорошо знать науки, много путешествовать, изучать языки и культуру разных народов.

В средние века педагогами обычно были монахи, священники, а в городских школах и университетах ими становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и государя (князя). Известно, что в Древней Руси существовали разные институты воспитания:

□ «Кормильство». В возрасте 5—7 лет княжич передавался кормильцу, которого назначали из числа воевод, знатных бояр. Кормилец не только распоряжался от имени малолетнего княжича делами в порученной ему от­дельной волости, но и выполнял обязанности наставника-воспитателя. Он осуществлял умственное, нравствен­ное, военное, физическое воспитание княжича, а также привлекал его к государственным делам.

□ «Дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка при­нимал на воспитание детей родной сестры. Таким образом, «дядьки» были наставниками племянников.

□ «Кумовство». Постепенно «дядьки» как воспитатели племянников в своей семье трансформировались в духовно-нравственных наставников детей, находившихся в семье родителей.

Позже появились «мастера грамоты» и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты обучали писать и чи­тать детей в семьях, у себя дома, а также при монастырях и церквах. Профессия педагога становится массовой в XVIII—XIX вв. Учителя занимают штатные должности в школах и училищах разных типов. Получает распро­странение гувернерство как начальное образование с помощью домашних наставников и учителей.

Итак, из более чем тридцати тысяч существующих в настоящее время профессий педагогическая профессия относится к числу наиболее древних. Она имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности.