logo
КСР от Калач Микуле

4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _

Урок-экскурсия — конкретная форма обучения, предполагающая выход учащихся на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производ­ства и других) для непосредственного ознакомления с ними. В зависимости от решаемых дидактических задач различают экскурсии разных видов: вводные (проводятся перед непо­средственным изучением нового материала); текущие; итоговые (контроль и закрепление изученного материала). По предметному содержанию экскурсии подразделяются на произ­водственные, краеведческие, естественнонаучные, историко-литературные и др. Кроме того, проводятся комплексные экскурсии, которые позволяют изучать отдельные объ­екты в их целостности и дают информацию по нескольким учебным дисциплинам.

Этапы проведения экскурсий: предварительная подготовка; выезд к изучаемому объек­ту; обработка материалов экскурсии и итоговая беседа по ее результатам.

Урок-лекция — форма организации обучения, в ходе которой педагог последователь­но и системно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал. Структура лекционного занятия: вводная часть (ознакомление с темой, задачами, планом, рекомендуемой литературой); основная часть (раскрытие темы); заключительная часть (вы­воды и обобщения).

Урок-семинар — форма обучения, важным компонентом которой является самосто­ятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой

Каждый слышит лишь то, что по­нимает

(И. Ф. Гэте.)

Все уроки нужно давать молодым людям в форме действий, а не слов. Пусть они не учат из книг того, чему мож­но научить их из опыта.

(Ж. Ж. Руссо.)

Учителя сначала должны научить ребенка учиться, а потом уже пору­чить это дело ему самому. (К. Д. Ушинский.)

...перегрузка до­машними задания­ми воспитывает учащихся недобро­совестными. (П. П. Блонский.)

Для записей

199

и последующее активное обсуждение проблемы под руководством педагога. Задачами семинара являются углу­бление и систематизация теоретических знаний учащихся, контроль их усвоения, обсуждение творческих работ учащихся и другие. Виды уроков-семинаров: семинары-конференции, семинары-консультации, коллоквиумы, семинары-зачеты.

Практические занятия направлены на формирование определенных практических умений и навыков в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла, трудовой и профессиональной подготовки учащихся. Обычно про­водится в мастерских, лабораториях и учебных кабинетах. Практикум — вид практических занятий тренировочного характера. В ходе таких занятий учащиеся упражняются в решении познавательных задач, в специальных способах профессиональной деятельности или овладевают научной терминологией.

Лабораторная работа — практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с неболь­шой группой учащихся. Обычно она направлена на овладение методами и средствами экспериментально-практического исследования, развитие творческих (исследовательских) умений учащихся, формирование уме­ний применять теоретические знания в процессе решения практических задач. Структура лабораторной ра­боты включает: обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы учащихся; выполнение задания учеником или группой; консультация учителя; обсуждение и оценка учащимися полученных результатов; пись­менный или устный отчет учащихся о выполнении задания; контрольное собеседование учителя с представите­лями учебных групп. Лабораторные работы по определенной учебной дисциплине обычно объединяются в единую систему, образуя «лабораторный практикум».

Урок-дидактическая (деловая) игра — форма организации обучения, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся по специально разработанному игровому сце­нарию, моделирующему определенный опыт человеческой деятельности.

Одной из тенденций развития конкретных форм обучения является появление в методическом арсенале творчески работающих учителей так называемых нестандартных уроков. Примерами таких уроков являются: урок-путешествие, урок-соревнование, урок творчества, урок-сказка, урок-аукцион знаний, урок-концерт, урок-конференция и другие. Нестандартным урокам свойственны творчество, импровизация, вариативность структу­ры, увлеченность педагога и учащихся совместной творческой деятельностью.

В настоящее время в практике школ получили распространение курсы по выбору (факультативы), ориенти­рованные на работу с детьми, хорошо успевающими по отдельным учебным предметам. Для работы с такими детьми организуются также занятия в кружках и клубах по интересам. Для неуспевающих учащихся организу­ются консультации, поддерживающие и стимулирующие занятия по предмету.

Наряду с постоянно действующими формами организации обучения большое значение имеют такие эпизодические формы, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспеди­ции и другие. Важнейшей формой организации учебно-познавательной деятельности школьников является домашняя работа.

Домашняя учебная работа — самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного ха­рактера в послеурочное время без непосредственного руководства учителя. Домашняя работа является продол­жением и дополнением работы учащихся на уроке. Она способствует осмыслению, углублению знаний учащих­ся по теме урока; приучает их к самостоятельному мышлению и формирует умение применять полученные зна­ния. Кроме того, правильно организованная домашняя работа приучает учащихся ответственно относиться к своим обязанностям, формируя у них волевые качества, положительное отношение к учебному труду.

В ходе выполнения домашнего задания решаются разные задачи: закрепление и углубление теоретических знаний; формирование умений и навыков, привычек поведения; применение знаний в стандартной ситуации; обобщение и систематизация знаний; подготовка к усвоению нового учебного материала; творческое примене­ние изученного материала в нестандартной ситуации; усвоение нового материала (опережающее домашнее за­дание) и другие. При проведении инструктажа по выполнению домашнего задания используются разные спосо­бы: указание на аналогии, объяснение на примере, анализ «подводных камней», с которыми могут столкнуться учащиеся, разбор сложных ситуаций (предупреждение о возможных трудностях и их устранении). Можно пред­ложить учащимся различные памятки, инструкции. Не менее важно индивидуализировать домашние задания по характеру, объему, уровню сложности и срокам исполнения. Для этого можно давать задания-минимум для всех и задания-максимум для учеников с повышенным интересом к предмету. Практикуются также задания по желанию (по выбору).

^? 5. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности

Требования к уроку в дидактике подразделяют на дидактические, воспитательные и развивающие, организа­ционные и гигиенические (таблица 11, с. ПО). В современной теории и практике образования выделяют следую­щие пути повышения эффективности урока:

Из народной мудрости

Усердие без знаний — не польза, а беда (англ.)

Учили волка «Отче наш», а волк: «Барашек, барашек!» (дат.).

201

□ Углубление, обобщение, повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в процессе овладения новым учебным материалом и его практическим применением.

п Связь с жизнью, практической деятельностью учащихся, их субъективным опытом.

□ Включение элементов поисковой, исследовательской деятельности учащихся.

□ Вооружение школьников способами познавательной деятельности, общеучебными умениями (учиться выделять главное, работать с книгой и др.).

□ Отход от традиционной структуры комбинированного урока, разнообразие струк­тур урока в зависимости от дидактических целей и задач урока, проведение нестандарт­ных уроков.

п Создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся между собой.

п Диагностика уровня обученности и воспитанности учащихся, их способностей, инте­ресов и т. д., что позволит осуществлять личностно ориентированное обучение.

□ Применение разнообразных методов и технологий обучения.

□ Сочетание урока с другими формами обучения: домашней работой, факультатива­ми и предметными кружками, практикумами и семинарскими занятиями, экскурсиями, консультациями и т. д.

□ Технологический подход к проектированию и проведению урока. Технология проек­тирования урока — это определение модели, схемы урока, плана действий учителя и уча­щихся, реализация которого на практике приведет к определенному результату.

□ Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.

□ Организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в процессе при­менения знаний, выработки умений и навыков. Самостоятельная работа учащихся — это учебная деятельность, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя. В ходе самостоятельной работы учащиеся осуществляют анализ задания, по­иск способов его выполнения, планирование, собственно выполнение, проверку и оценку ре­зультатов.

Самостоятельная работа может успешно применяться на различных этапах урока:

а) при подготовке к восприятию нового материала (предварительное чтение книги, про­смотр иллюстраций, подготовка ответов на заданные учителем вопросы и пр.);

б) при изучении новых знаний (до объяснения дается задание: составить план, сде­лать конспект, графически изобразить и т. п.; самостоятельная работа с учебником; ра­бота с использованием дополнительных источников, например, статей, схем, таблиц, ре­продукций и т. д., изучение всей темы по учебнику; проведение наблюдений, опытов);

в) на этапе применения знаний (выполнение упражнений, написание сочинений, высту­пление с докладами и т. п.);

г) на этапе обобщения и систематизации знаний (составление сводных тематических таблиц, схем, диаграмм; подготовка текстов, обобщенных характеристик; определение выводов);

д) при проверке знаний, умений и навыков (выполнение письменных, графиче­ских, практических работ, тестов; ответы на вопросы учителя и вопросы учащихся друг другу и т. п.).

Эффективность и успешность самостоятельной работы учащихся на уроке зависит от соблюдения педагогом следующих условий:

□ Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

□ Наличие у учащихся сформированных умений и навыков самостоятельной рабогы (от элементарных до более сложных).

□ Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

□ Соотнесение объема и сложности работы с темпом ее выполнения, п Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.

□ Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставлен­ной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и тоже задание); коллективная деятельность (работа в парах сменного состава); групповая работа (группы учащихся вы­полняют одинаковые или разные задания); индивидуальная работа (каждый ученик выпол­няет особое задание).

□ Осознание учащимися результатов своих достижений.

Показателем целенаправленной работы учителя по организации самостоятельной рабо­ты учащихся является увеличение времени, отводимого на уроках на самостоятельную ра­боту, до 70 %. Это приводит к уменьшению времени, затрачиваемого на домашнюю работу учащихся.

Пусть в школах учатся писать, упражняясь в пись­ме, говорить — упражняясь в речи, <...> умозаключе­ниям — упражня­ясь в умозаключе­ниях и т. д., чтобы школы были ни чем иным, как мастер­скими, в которых кипит работа. (Я. А. Коменский.)

Идти не с пред­метом к ученику, а с учеником к пред­мету.

(Е. Н. Ильин.)

Урок должен быть пронизан творче­ством и вместе с тем оставать­ся уроком.

(С. И. Гессен.)

Для записей

Таблица 11. Требования к современному уроку

Дидактические (образовательные) требования к уроку

1. Четкое определение места и задач данного урока в си­стеме уроков.

2. Реализация принципов целостного педагогическо­го процесса.

3. Определение содержа­ния урока в соответствии с целями и задачами, учеб­ной программой, уровнем подготовки учащихся.

4. Прогнозирование уров­ня усвоения учащимися знаний, сформированно-сти умений и навыков на уроке.

5. Выбор наиболее рацио­нальных методов, приемов и средств обучения, стиму­лирования и контроля.

6. Сочетание различных общих форм организации учебной работы.

7. Разнообразие типов и ви­дов урока.

8. Осуществление межпред­метных связей

Воспитательные и развивающие (психологические) требования к уроку

1. Развитие различных видов мышления, памяти, внима­ния. Реализация принципов развивающего обучения.

2. Учет уровня развития и психологических, инди­видуальных особенностей учащихся.

3. Развитие познавательных интересов, других положи­тельных мотивов учебно-познавательной деятель­ности.

4. Формирование потреб­ности в знаниях, готовно­сти и умений самообразо­вания.

5. Развитие способностей учащихся, в том числе творческих.

6. Обеспечение условий про­дуктивной учебно-позна­вательной деятельности учащихся (проблемные ме­тоды обучения, поисковая и исследовательская дея­тельность и т. п.).

7. Организация и обогаще­ние опыта общения, отно­шений, сотрудничества.

8. Формирование научного мировоззрения, основ ба­зовой культуры личности.

9. Создание комфортной психологической атмосфе­ры, гуманные взаимоотно­шения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т. п.

Организационные требования к уроку

1. Наличие продуманного плана проведения урока.

2. Организационная чет­кость проведения урока: сво­евременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершен­ность.

3. Структурная гибкость и подвижность урока.

4. Подготовка и рациональ­ное использование различ­ных средств обучения (на­глядных, технических).

5. Создание деловой атмо­сферы на уроке, самоорга­низация учащихся.

6. Организация рефлексив­ной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание ре­зультатов урока

Гигиенические требования к уроку

1. Оптимальный темпера­турный режим.

2. Воздушный режим (про­ветривание классной ком­наты).

3. Соответствие мебели ро­сту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы.

4. Соблюдение норм осве­щения.

5. Предупреждение утом­ления и переутомления.

6. Чередование видов дея­тельности.

7. Проведение физкультур­ных, «психологических» пауз лечебно-профилакти­ческого характера

Вопросы и задании для самоконтроля

1. Определите понятия «форма обучения», «общая форма обучения», «конкретная форма обучения».

2. Какие общие формы обучения вам известны? Проследите развитие систем индивидуального, группового, коллектив­ного обучения в истории образования.

3. Назовите основные характерные черты классно-урочной системы. Каковы ее преимущества и недостатки?

5. Охарактеризуйте урок как основную форму учебно-воспитательного процесса. Какие типы уроков выделяют в со­временной дидактике? Охарактеризуйте их структуру.

6. Какие другие формы организации учебного процесса распространены в современной школе?

7. Определите значение домашнего задания в процессе обучения. Раскройте основные положения методики организа­ции домашней работы.

8. Каковы требования к современному уроку и пути повышения его эффективности?

9. Какую работу учащихся на уроке можно назвать самостоятельной? Сформулируйте условия эффективности само­стоятельной работы учащихся на уроке.

Глоссарий

Форма педагогического процесса (обучения, воспитания) — внутреннее строение (структура) и внешнее строение педагогического процесса и его сущности — педагогического общения.

Общая форма педагогического процесса (обучения, воспитания) — характеристика педагогического процес­са, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обусловливающая особенности их взаимодействия.

-0-

Конкретная форма обучения (воспитания) отрезок времени учебно-воспитательного процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.

Организационная система учебно-воспитательного процесса определенная совокупность общих форм обучения и воспитания, применяемых в учреждениях образования.

Урок единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой.

Структура урока внутреннее строение и последовательность отдельных этапов урока, отражающих цель, ди­дактические задачи и особенности их практической реализации.

Домашняя учебная работа самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителем.

Технология проектирования урока определение модели или схемы урока, плана действий учителя и учащихся, вы­полнение которого приведет к определенному результату.

Самостоятельная работа учащихся любая учебная деятельность, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя.