logo
КСР от Калач Микуле

3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь

Современная система образования формировалась постепенно в соответствии с кон­кретными общественно-историческими условиями. Вначале она включала только обра­зовательные учреждения. В Древней Руси школы действовали при монастырях, церквях. По мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений вобществе происходит непрерывный рост численности и специализация образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. основной была начальная школа, в дальнейшем над ней стали надстраиваться средние и старшие классы общеобразовательной школы. В XIX в. стала развиваться сеть детских садов и яслей. Кроме того, создавались и развивались специальные средние и выс­шие учебные заведения для профессиональной подготовки инженерно-технических работ­ников среднего и высшего звена, а также специалистов в области культуры и управления. Интенсивное развитие производства, особенно в XX в. обусловило необходимость под­готовки квалифицированных кадров рабочих и создания для этого профессионально-технических учебных заведений (училищ).

Создавались также общегосударственные и местные органы управления образовательными учреждениями. Все это привело к созданию в каждой стране своей специфической системы образования. Под системой образования понимают совокупность государственных образова­тельных стандартов и программ, реализующих их учебно-воспитательных учреждений и орга­нов управления образованием. Данное понятие характеризует систему образования в трех аспек­тах: в определенном социальном масштабе (система образования в отдельной стране, регионе); как ступени образования (дошкольное, начальное, среднее, высшее и т. п.); как различные типы учебно-воспитательных учреждений или профили образования.

Факторами развития системы образования являются:

□ уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ;

□ политика государства и интересы разных слоев общества;

□ исторический опыт и национальные особенности в области образования;

□ собственно педагогические факторы (уровень развития педагогической науки и прак­тики, система педагогического образования и др.).

Влияние этих факторов на развитие систем образования в разных странах проявляется по-разному. Но выделяют и некоторые общие тенденции развития образования в современ­ном мире (см. схему 3, с. 10).

Реализации этих тенденций в Республике Беларусь способствует улучшение законода­тельной базы, регулирующей отношения в сфере образования. Начиная с 2002 года, помимо уже упоминавшегося Закона «Об образовании в Республике Беларусь», приняты следую­щие законы: «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с осо­бенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Закон Республики Беларусь об общем среднем образовании» (2006). Приняты также «Программа развития на­циональной системы образования в Республике Беларусь на 2006—2010 годы», «Програм­ма развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007—2016 годы».

Охарактеризуем национальную систему образования в РБ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» (последняя редакция от 19 марта 2002 г.). Госу­дарственная политика в области образования основывается на следующих принципах: прио­ритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществление пере­хода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего обра­зования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образования.

Национальная система образования включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных

Всякому об­разованному че­ловеку хорошо известно, что все самое ценное умственное до­стояние, кото­рым он владеет, приобретено им самим, путем са­мостоятельного размышления над читанным, слы­шанным, виден­ным и испытан­ным в жизни... (В. Д. Сиповский.)

Для записей

и распорядительных органов республиканского, регионального, местного уровней управления). Образование подразделяется на основное и дополнительное.

Основное образование имеет следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское.

Тенденции развития образования в современном мире

Схема 5

Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществ­ляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направ­ленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также учреждения, дея­тельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библио­теки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся:

□ Дошкольные учреждения.

□ Учреждения (учебные заведения — школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы), обеспе­чивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специ­ального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития.

□ Учреждения внешкольного воспитания и обучения.

□ Социально-педагогические учреждения.

□ Специальные учебно-воспитательные учреждения.

п Научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием, разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

Так,учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, подготавливают специалистов высшей квалификации для производственной, научной, культурной и иных сфер человеческой деятельности. К учреж­дениям, обеспечивающим получение послевузовского образования, относятся магистратура, аспирантура, док­торантура. Они осуществляют подготовку научных, научно-педагогических кадров.

Учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку кадров, являются Академия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, институты и факультеты повыше­ния квалификации и другие.

Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и про­грамм, преемственностью ступеней и форм образования, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.

Структура средней общеобразовательной школы («4 + 5 + 2») соответствует трем основным этапам раз­вития личности ребенка:

Из народной мудрости

У кого есть знания, тому принадлежит весь мир (кит.).

Образованный человек скромен, глубокая река спокойна (монгол.).

□ детству — I ступень (1—4 классы);

□ отрочеству — II ступень — (5—9 классы);

□ юности — III ступень (10—11 классы).

Начальная школа (1—4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика, форми­рование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятель­ности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры общения и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Основная (базовая) школа (5—9 классы) призвана обеспечить общее базовое образова­ние, дальнейшее общее развитие личности ученика, усвоение им основ наук, формирование научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функцио­нальной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладение основными социокультурными, моральными и правовыми нормами, профессио­нальную ориентацию.

Школа третьей ступени (10—11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). На этом этапе формируется готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии. Дифференциация учебно-воспитательного процесса осуществляется через фа­культативные занятия, которые организуются с учетом способностей, склонностей, жела­ний учащихся и их родителей.

В начале 90-х годов в образовательной практике Беларуси появились учебные заведения нового типа (УЗНТ): гимназии, лицеи, колледжи, высшие профессиональные училища. Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессиональ­ного образования подрастающего поколения.

В последнее десятилетие произошли следующие изменения в организации процесса обучения в общеобразовательной школе: ориентация педагогического взаимодействия на развитие личности ученика; внедрение новых технологий для реализации индивидуализа­ции и дифференциации обучения, повышения самостоятельности школьников в учебной деятельности; введение 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности школьников, 5-дневной учебной недели, 6-дневной школьной недели (суббота посвящается факультативам, занятиям физкультурой, воспитательным мероприятиям и т. п.); введение тестирования, в том числе централизованного с перспективой единою национального эк­замена за курс средней общеобразовательной школы. В целом развитие общего среднего образования остается приоритетным в государственной политике страны.

В 2006—2007 учебном году функционировало 2 612 средних школ, 165 гимназий, 36 лице­ев. Перспективы развития системы общего среднего образования связаны с разработкой и вне­дрением образовательных стандартов; культурологических моделей развития личности средствами учебных предметов, концепций и моделей учебно-методических комплек­сов нового поколения, включающих электронные учебные пособия; критериев методик оценки качества образования. Предусматривается создание высокотехнологичной образо­вательной среды (использование продуктивных образовательных технологий, компьютер­ных, информационных и мультимедийных систем, современного учебного оборудования), а также эффективной системы доступа образовательных учреждений к современным информационным образовательным ресурсам и сети Интернет.