logo
КСР от Калач Микуле

4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе

Все предметы учебного плана средней общеобразовательной школы обладают профориентационным по­тенциалом. В ходе их изучения при условии применения педагогами развивающих личностно ориентированных образовательных технологий развиваются профессионально значимые склонности, способности, интересы уча­щихся, раскрываются политехнические основы выбора и получения профессии.

Средствами профессиональной ориентации школьников выступают изучение научных основ про­изводства и формирование практических умений и навыков на уроках и факультативах естественно-математического цикла. Например, целенаправленное формирование расчетно-вычислительных, контрольно-измерительных, общетрудовых, конструктивно-экспериментальных и других умений, развитие технического мышления на практических и лабораторных занятиях будет способствовать сознательному и обоснованному вы­бору профессии финансово-экономического профиля, в сфере машиностроения или транспорта. Умения и навыки в области биологии и других естественнонаучных дисциплин могут использоваться школьниками в сельскохо­зяйственном труде или труде в сфере общественного питания. Наибольшими возможностями для практической подготовки к выбору профессии располагает трудовое обучение, в ходе которого учащиеся получают информа­цию и овладевают первоначальными трудовыми операциями по разным профессиям и специальностям.

Логическим продолжениям профориентационных возможностей учебного процесса является внекласс­ная и внешкольная воспитательная работа. Наиболее распространенными ее формами являются кружки (предметные, межпредметные, тематические, теоретического или прикладного направления, художествен­ного или технического творчества), научно-технические клубы, малые академии, ученические конструк­торские бюро и др. Так, в ходе кружковых занятий учащиеся готовят рефераты, конструируют и соби­рают приборы и оборудование, чертят схемы, изготавливают модели, выполняют заказы промышленных или сельскохозяйственных предприятий. В качестве эффективных форм профессиональной ориентации школьников зарекомендовали себя смотры талантов, конкурсы профессионального мастерства и творче­ства, олимпиады, турниры смекалистых, выставки технического творчества или результатов трудового обучения. Профессиональному самоопределению учащихся содействует приобщение учащихся к традици­ям трудовых и творческих коллективов через совместные производственные дела, субботники, экскурсии, спортивные соревнования, туристические подходы и т. п.

Многообразие занятий по интересам и трудовых дел позволит выявить и развить познавательные и профес­сиональные склонности, воспитать трудолюбие и творческое отношение к труду, развить техническое мышле­ние, сформировать качества и умения будущих рационализаторов, изобретателей, исследователей.

Во многих учреждениях образования оформляются уголки профориентации. В них подобраны разнообраз­ные материалы, плакаты, альбомы, подготовлены монтажи, мультимедийные презентации профориентацион-ного характера. Организуются выставки лучших работ участников конкурса о любимой профессии «Все о про­фессиях»; оформляются стенды «Куда пойти учиться» или «Куда пойти работать»; вывешиваются рекоменда­тельные списки литературы и т. д.

Практическая подготовка школьников к выбору профессии осуществляется во внеурочной деятельно­сти учащихся (трудовой, игровой, организаторской, природоохранной, конструкторской, художественно-ис­полнительской и др.). Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (ум­ственный и физический) труд, труд по самообслуживанию, общественно полезный труд, производительный труд.

В этих видах трудовой деятельности при правильной их педагогической инструментовке (см. схему 64, с. 155) воспитываются положительное отношение к труду, трудолюбие, ответственность, стремление качественно вы­полнить трудовые действия, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческий подход к тру­довой деятельности, уважение к людям труда, бережливое отношение к результатам труда, взаимопомощь, коллективизм, умение организовать индивидуальную и совместную работу, навыки соблюдения техники безопасности и другие свойства личности.

По мнению исследователей, в современной школе должна быть такая трудовая деятельность, которая развивала бы не только трудовые и физические, но и интеллектуальные, социальные, коммуникативные, эстетические и другие

Из народной мудрости

Семь раз отмерь, один раз отрежь (рус).

Тот мудрен, у кого карман ядрен (рус).

способности детей. Например, на базе школы могут осуществляться различные технические, природоохранные, про­изводственные программы, программы восстановления и сохранения историко-культурных памятников, сохранения народных ремесел и промыслов, программы милосердия и благотворительности и т. п. Необходимы трудовые дела, связанные с заботой о людях, с облагораживанием условий жизни школы, ее ближайших районов.

1. Планирование

Технология организации трудовой деятельности

2. Инструктаж уча­стников и четкое организационное начало

±

3. Обеспечение ору­диями труда

4. Контроль за хо­дом трудовой дея­тельности

5. Оказание свое­временной помощи, консультирование и т. п.

6. Оценка результа­тов индивидуальной или групповой тру­довой деятельности

Схема 64

Важное направление профориентационной работы школы — координация деятельности и взаимодействие с центрами занятости и профориентации, с шефствующими предприятиями, внешкольными учреждениями, общественностью, а также с родителями учащимся.

Нетрудно заметить, что экономическое, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение уча­щихся осуществляются в педагогическом процессе в единстве и взаимосвязи друг с другом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность понятий «экономической воспитание», «экономическая культура личности». Назовите цель и сформулируйте задачи экономического воспитания учащихся.

2. Определите понятие «экономическая позиция». Каковы показатели сформированности экономической позиции учащихся?

3. Охарактеризуйте пути, содержание и методы формирования экономической позиции учащихся с учетом их возраст­ных особенностей.

4. Установите взаимосвязь понятий «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение» учащих­ся. Назовите внутренние и внешние факторы профессионального самоопределения личности.

5. В чем заключается системный подход к профессиональному самоопределению? Охарактеризуйте его этапы.

6. Каковы профориентационные возможности процесса обучения в школе?

7. Охарактеризуйте формы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, содействующие профессиональному самоопределению школьников.

Глоссарий

Экономическое воспитание — целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладе­ние экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и качеств личности.

Экономическая позиция личности — система отногиений личности к социально-экономическим процессам, эконо­мическим институтам общества, а также к разным видам экономической деятельности и к себе как субъекту эконо­мических отношений (гражданину, потребителю, шиюгоплательщику и т. д.) и деятельности. Экономическую позицию составляют взгляды, представления, убеждения, установки личности, в которых проявляется ее отношение к экономи­ческой стороне действительности.

Профессиональная ориентация система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биоло­гических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональ­ном самоопределении.

Профессиональное просвещение получение учащимся информации об отраслях народного хозяйства и о.мире про­фессий, ознакомление с социально-экономическими и психологическими аспектами выбора профессии.

Профессиональное самоопределение процесс становления личности как субъекта трудовой и профессиональной деят&пьности, важнейшим этапом которого является выбор профессии.