logo
КСР от Калач Микуле

71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива

Все социальные институты действуют на развитие индивида не непосредственно, а через малые груп­пы, в которые он входит. Группы (коллективы) как социально-психологические общности изучаются филосо­фией, социологией, психологией, педагогикой и другими науками. Педагогика рассматривает детскую группу (коллектив) как фактор и средство воспитания учащихся. Для создания благоприятных условий развития лич­ности в школе, необходимо сформировать такой коллектив учащихся и педагогов, который мог бы решать вос­питательные задачи.

Каковы взгляды педагогов прошлого и современности на роль малой группы (коллектива) в формировании личности? В XVIИ веке идею совместной коллективной жизни осуществил в детских приютах швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746—1827). Во второй половине XIX века П. Ф. Каптерев (1849—1922), Н. И. Пи­рогов (1810—1881), К. Д. Ушинский (1824—1870) и другие российские педагоги указывали на особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в групповом общении, подчеркивали необходимость поддерживать атмосферу товарищества, взаимопомощи, общности интересов. По мнению немецкого педагога В. Лая (1862—1926), совместная практическая деятельность воспитанников в школьной общине способствует их социализации.

Проблема воспитания личности в коллективе являлась центральной в педагогике советского периода. В 20-е годы прошлого века Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацким и другими педагогами были разработаны основы теории воспитания в коллективе. Создателем теории воспитательного коллектива является А. С. Макаренко (1888—1939). Он принципиально по-новому осмыслил роль коллектива в воспитании детей, разработав вопро­сы строения и организации коллектива, методов воспитания детей в коллективе, создания воспитывающих тра­диций, формирования сознательной дисциплины. По мнению А. С. Макаренко, правильное воспитание должно быть организовано «путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов». Он определял коллектив как «свободную группу трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованную, снабжен­ную органами управления, дисциплины и ответственности». Создавая коллектив, необходимо организовать его развитие, ставить все новые и новые цели перед детьми. Согласно А. С. Макаренко, сам коллектив на различ­ных этапах своей жизни изменяется. На первом этапе педагог как организатор выступает с требованиями

к коллективу, которые необходимо неукоснительно выполнять. Уже в этот период педагог должен опираться на возникающий актив, создавать его и сплачивать вокруг себя. Второй этап жизни коллектива начинается с возникновения в нем актива, не только поддерживаю­щего педагога в его требованиях, но и самостоятельно выступающего с этими требования­ми. На третьем этапе, когда «требует сам коллектив», детский коллектив становится воспи­тательным в полном смысле этого слова.

В дальнейшем идеи А. С. Макаренко о детском воспитательном коллективе получили раз­витие в теории и практике авторских школ (Ф. Ф. Брюховецкий, С. А. Капабалин, Э. Г. Костяш-кин, А. А. Католиков, В. А. Сухомлинский и другие). Например, В. А. Сухомлинский (1918— 1970) целью воспитания считал личность, а коллектив рассматривал в качестве инструмента, сред­ства достижения этой цели. В. А. Сухомлинский определял детский коллектив как сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная, организаторская общность. Наибольшее воспитательное значение, по мнению В. А. Сухомлинского, имеет школьный кол­лектив, в котором объединены коллективы учащихся и педагогов.

Значительную роль в развитии теории детского коллектива сыграли идеи коммунарского движения, организаторы которого (И. П. Иванов и другие) главную цель видели в развитии коллективного самоуправления детей, их творческой инициативы и общественной направ­ленности. Эти цели достигались с помощью организационных форм и методов, извест­ных в настоящее время как технология организации коллективной творческой деятельности.

Тенденция к гуманизации образования потребовала разработки новых подходов к кол­лективному воспитанию с позиции личностно ориентированной педагогики. В их основе лежит признание педагогом самоценности каждой личности в детском коллективе, понима­ние роли коллективных отношений, сотрудничества и сотворчества в формировании куль­туры отношений личности к себе и окружающему миру.

Люди в обществе объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общности — группы. Труппа (социальная) — ограниченная в раз­мерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных призна­ков: по размеру (большие, малые, микрогруппы), по общественному статусу (формальные, неформальные), по непосредственности взаимосвязей (реальные, условные), по уровню развития (низкого, высокого уровня развития), по значимости (референтные, группы член­ства). По содержанию деятельности, объединяющей членов группы, они могут быть учеб­ные, трудовые, научные, общественно-политические, художественно-творческие, клубные, спортивные и другие. Большие группы (нации, народы, государства; политические, эконо­мические, профессиональные) воздействуют на психику и поведение личности опосредо­ванно, через создаваемую культуру, политику, идеологию, средства массовой информации. Непосредственно эти факторы оказывают влияние на личность в малых группах, в которых человек проводит большую часть своей жизни (семья, группы в детском саду, школе, груп­пы неформального общения, трудовой коллектив, клубные объединения, группы во внеш­кольных образовательных учреждениях и другие).

Малая группа — относительно немногочисленное по составу объединение людей, члены ко­торого имеют некоторые общие цели и находятся друг с другом в непосредственных личных или деловых контактах. Примером малой группы является учебная группа (класс) — группа детей приблизительно одного возраста, живущих и обучающихся приблизительно в оди­наковых социокультурных условиях. Для малой группы характерна определенная степень психологической и поведенческой общности ее членов, отличающей эту группу от всех остальных. Мера этой общности определяет сплоченность группы, которая является одной из характеристик уровня ее социального и психологического развития. Сплоченность груп­пы — это мера ее единства, проявляющаяся в общности мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, а также практической деятельности.

Все реально существующие малые группы можно разделить на группы высокого и низ­кого уровней развития. Так, группа низкого уровня развития характеризуется отсутствием сплоченности, налаженных деловых связей и личных взаимоотношений, четкого разделе­ния обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной деятельности. Группа высокого уровня развития (коллектив) этими свойствами обладает (см. схему 69, с. 164).

Таким образом, коллектив (от лат. collectives — собирательный) — социальная общ­ность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. (По: Российская педагогическая энци­клопедия : в 2 т. — М., 1993. — Т. 1. — С. 450.)

Путь движения различных малых групп от группы низкого уровня развития к коллекти­ву индивидуален. Коллектив — это цель, к которой можно приближаться достаточно близко как к идеалу. Малые группы среднего и низкого уровней развития могут оказывать как по­ложительное, так и отрицательное воздействие на личность. Поведение человека в груп­пе определяется не только его личностными качествами, но и особенностями той группы,

... исключительную роль в фюрмирова-нии подрастающе­го человека игра­ет школьный кол­лектив. Именно он является основ­ной социальной средой, в которой воспитываются потребности, рас­крываются задат­ки, формируются способности лич­ности.

(В. А Сухомлинский.)

Для записей

в которую он в данный момент входит. Разные качества ребенка формируются и проявляются в зависимости и от того, какие отношения складываются в группах: отношения заботы, внимания, сотрудничества, взаимопомощи, разделения труда или отношения властвования, грубости, враждебности.

Наличие общих обще­ственно значимых це­лей

Высокий уровень со­циально-психологи­ческой и поведенче­ской общности (спло­ченности)

Общественно полез­ный характер груп­повой деятельности, которая является до­статочно эффективной и успешной

Налаженные деловые и личные взаимоот­ношения (наличие актива, лидеров, орга­нов самоуправления, четкое разделение обя­занностей)

Группа высокого уровня развития (коллектив)

Z

Референтность груп­пы для большинства или даже для всех учащихся, входящих в эту группу

Гуманные личные и деловые взаимо­отношения в группе, основанные на вза­имном уважении, доверии, порядоч­ности, относитель­ной гармонии лич­ных и групповых интересов

Способность группы к творчеству в разных видах деятельности, наличие в группе воз­можностей для лич­ностного развития всех членов группы

Схема 69

Эффективно воспитательное влияние группы на личность в том случае, если группа опережает личность по уровню развития. Вместе с тем бывает, что личность превосходит свою группу по уровню развития. В группах среднего и особенно низкого уровня развития может происходить подавление и нивелировка личности. Наобо­рот, в группе высокого уровня развития (коллективе) создаются возможности для разностороннего развития каждой личности. Поэтому педагогически организованный ученический коллектив является фактором и сред­ством воспитания учащихся.

В педагогике рассматривается понятие «воспитательный коллектив». Он состоит из двух взаимосвязанных частей: педагогического коллектива (педагоги школы, других образовательных учреждений) и детского коллек­тива (воспитанники школы, других образовательных учреждений). Детский коллектив характеризуется как воспитательный, если он создается для реализации воспитательных задач и является педагогически управ­ляемым явлением. Социальные функции коллектива заключаются в том, что он является естественной формой социальной жизни растущей личности и одновременно фактором ее воспитания. Воспитательная функция кол­лектива реализуется через регулятивную, организационную, объединяющую (консолидационную), стимулиру­ющую, собственно воспитательную функции (см. схему 70, с. 165).

Детская группа первоначально имеет формальную (официальную) структуру, обычно задаваемую взрос­лыми: класс в школе, кружок, спортивная секция и т. п. Формальная структура соответствует тем функциям, которые призвана выполнить, определяет условия деятельности группы (количество детей, оборудование поме­щений и т. п.), задает позицию взрослого (учителя, тренера и т. п.). Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в группе. Внутри формальной структуры об­разуются малые контактные группы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей. Общая структура каждого коллектива включает актив (инициативную группу), различные подвижные микрогруппы и чередую­щихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности.

В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед кол­лективом, и наоборот. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в коллективе сложно: всегда будет сохраняться избирательность членов коллектива друг к другу, к различным видам деятельности, их содер­жанию, средствам и методам достижения цели и т. п. Важно научить детей терпеливо относиться к недостаткам других, прощать, быть толерантными, сотрудничать, помогать друг другу и т. п.

По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений коллективы быва­ют первичными и вторичными. В первичном коллективе наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Более сложный по составу вторичный коллектив состоит из ряда первичных кол­лективов, постоянных и временных, разновозрастных и одновозрастных, разнообразных по характеру деятель­ности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения и составу (классы, кружки, студии, отряды, команды и т. п.). Общешкольный коллектив — это вторичный коллектив. Основным первичным коллективом

Из народной мудрости

Один за всех, все за одного (рус).

в современной школе является класс (учебная группа). В классе, если он коллектив, су­ществует определенная внутренняя упорядоченность, адекватная воспитательным целям и задачам. Это отражается в официальной структуре класса. Как психологическая общность класс обладает функционально-ролевой структурой, составом лидеров, психологическим климатом, определенными жизненными нормами и ценностями. Каждый класс имеет свою индивидуальность — уникальную совокупность свойств: сплоченность, организованность, дисциплинированность, эмоциональную атмосферу, характер внутриклассных отношений и т. д. Разновидностями детских коллективов являются также клубные объединения, вре­менные детские коллективы (отряд в лагере отдыха, группа участников туристического по­хода, исследовательская группа и т. п.), детские и молодежные объединения (организации).

Собственно воспита­тельная — целенаправ­ленное воздействие на каждую личность чле­нами коллектива и вос­питателем и формирую­щее взаимодействие

Воспитательная функция коллектива

Регулятивная — носи­тель и пропагандист опре­деленных мировоззренче­ских, нравственных и со­циальных установок

Дело воспитате­ля — уметь всегда находить и ста­вить перед кол­лективом такие задачи, которые могли бы заинтере­совать, захватить большинство ре­бят и направить их активность на по­лезную работу.

(В. Н. Сорока-Росинский.)

Для записей

Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможе­ние негативных наме­рений и поступков

Объединяющая — форма объединения,сплочения

Организационная —

основная форма органи­зации детской жизни

Схема 70

Процесс формирования коллекгива достаточно длительный и проходит несколько стадий (этапов) развития на пути превращения из объекта в субъект педагогического процесса. Существуют разные подходы к определению этих этапов. В соответствии с кон­цепций А. С. Макаренко (по характеру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога) условно выделяют четыре этапа (стадии) становления коллектива (см. таблицу 22, с. 166).

Процесс развития коллектива не есть плавный переход от одного этапа к другому. Главное, чтобы коллектив не останавливался в своем развитии, даже если он достиг высокого уровня раз­вития. «Движение вперед — закон жизни детского коллектива» (А. С. Макаренко).

Еще один подход к определению этапов (уровней) развития коллектива предложен психологами А. В. Петровским, Л. И. Уманским и другими. По их мнению, самое суще­ственное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости. В соогвет-ствии с таким подходом группа проходит в своем развитии следующие этапы (уровни): группа-конгломерат, номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, собственно коллектив.

2. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива

Коллектив формируется педагогом для создания оптимальной воспитывающей и раз­вивающей среды. Основным средством воспитания коллектива и личности является раз­нообразная общественно полезная и личностно значимая деятельность коллектива. Эта дея­тельность должна быть организована как воспитывающая (см. схему 45, с. 106).

Групповой (коллективной) деятельностью называют деятельность, в которой группа вы­ступает как совокупный субъект (Н. Е. Щуркова), то есть имеет общую цель деятельности, единую по доминанте мотивацию, осмысленно избирает способ и средства деятельности, обсуждает результат деятельности. Групповая деятельность не только позволяет создать условия для развития личности через реализацию ее способностей, умений, интересов, но и для развития группы через межгрупповое взаимодействие. Деятельность детского кол­лектива должна быть пронизана элементами игры, красочности, романтики. Важно также, чтобы она подготавливала детей к взрослой жизни.

К основным профессиональным умениям педагога, который организует групповую деятельность, относятся умения: четко обозначать цель групповой деятельности, мо­тивировать деятельность детей, наполнять ценностным содержанием предметные дей­ствия детей, прослеживать взаимоотношения детей в ходе деятельности, оценивать ход и итог групповой работы. В зависимости от степени сформированности коллективных взаимоотношений педагог занимает разные позиции во взаимодействии с детьми: ор­ганизатора совместной деятельности детей; участника совместной деятельности детей; консультанта, советника.

303

Таблица 22

Этапы формирования коллектива

I этап

Педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъяв­ляя прямые, ясные, реши­тельные требования. Актив (группа, поддерживающая требования и ценности вос­питателя) только выявляет­ся. Преобладают развиваю­щиеся личностные отно­шения, которые подвижны и нередко конфликтны. Отно­шения с другими коллекти­вами складываются только в системе личностных от­ношений членов разных коллективов. Субъект вос­питания — педагог