logo
КСР от Калач Микуле

1. Сущность и структура педагогической деятельности

Деятельность, которой занимаются представители педагогической профессии (педагоги), называется педа­гогической деятельностью. Педагогическая деятельность — это особый вид социальной деятельности, на­правленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной. Каждый человек независимо от своей профессиональной принадлежности постоянно или эпизодически занимается педаго­гической деятельностью, в жизнедеятельности людей почти всегда присутствует педагогический аспект. Например, непрофессиональную педагогическую деятельность выполняют родители, общественные орга­низации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в извест­ной степени средства массовой информации.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Профессиональная педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности обратимся к ее строению (структуре). С учетом понимания деятельности в философии и психологии структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.

Проанализируем эти структурные компоненты педагогической деятельности.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект — тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании объект и субъект совпада­ют. Объект педагогической деятельности сам является субъектом. Потребность субъектов педагогической дея­тельности выступает как потребность в устранении чего-либо, мешающего развитию, или как необходимость удовлетворения чего-либо жизненно важного, значимого. Потребности подталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности.

Цель определяет содержание деятельности («Что делать?»), мотив — ее причину («Почему или для чего делать?»). Общая цель педагогической деятельности — это приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства) и другие. Основной функциональной едини­цей педагогической деятельности является педагогическое действие (действия, по А. Н. Леонтьеву, состоят из операций, операции — из приемов и процедур). Педагогическое действие имеет подготовительную и испол­нительную фазу и направлено на достижение результата и получение продукта. Подготовительная фаза сама состоит из разнопорядковых действий: по накоплению новой информации; по логическому структурированию материала; по изучению объекта, диагностике условий деятельности; по формулированию педагогических це­лей; по методической обработке накопленного структурированного материала; по выбору содержания, методов учебно-воспитательного процесса; по проектированию своих действий и действий учеников и т. д.

Подготовительная работа проводится ради исполнительной фазы, которая завершает все действия и подво­дит к результату. На исполнительной фазе педагог устанавливает рабочую обстановку на занятиях, стимулирует деятельность учеников, организует свою деятельность и поведение, деятельность учащихся, организует кон­троль результатов деятельности учащихся, ее корректировку. На этой фазе педагог использует все доступные ему и подходящие к случаю различные средства.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, пси­хическое, духовное, интеллектуальное и т. п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

Результат педагогической деятельности соотносится с ее целью, а предмет — с продуктом. Результат — это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Продуктом педагогической деятельности могут быть

Из народной мудрости

□ Не учась и лаптя не сплетешь (рус).

а Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться (нем.).

новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье инди­вида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продутом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность (по И. И. Прокопьеву).

Оценка продукта (результата) педагогической деятельности — это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствую­щая его оценка. Корректирующие педагогические действия необходимы тогда, когда полу­ченный результат (продукт) деятельности расходится (не совпадает) с изначально постав­ленной целью.

Наряду с вышеизложенным философским и психологическим подходами к разработке проблемы структуры деятельности в педагогике в структуре педагогической деятельности выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: гностический, проектировочный, кон­структивный, организаторский, коммуникативный.

Так. гностическая деятельность — это деятельность по изучению, исследованию (диа­гностированию) педагогических объектов и явлений. Предметом и результатом гностиче­ской деятельности является знание педагогом содержания педагогического процесса, пе­дагогических средств, технологий; знание о структуре, видах и способах организации дея­тельности в процессе воспитания и обучения и т. д.

Проектировочная деятельность включает постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Конструктивная деятельность предпо­лагает отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса в соответствии с задачами обучения и воспитания.

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направ­ленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллекги-ва, а также на организацию собственной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесо­образных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями ит. д. Для успешного выполнения этих видов деятельности педагогу необходимы соответ­ствующие способности и умения.