logo
КСР от Калач Микуле

7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников

Воспитание экологической культуры школьников осуществляется как в учебном про­цессе, так и во внеурочной деятельности учащихся. Экологическое сознание школьников формируется на уроках природоведения, биологии, географии, физики, химии, истории, литературы, трудового обучения и др. Вместе с тем воспитание экологической культуры учащихся невозможно без их участия в общественно полезной деятельности по изучению и охране природы. Эта деятельность организуется в разных формах (см. схему 66, с. 158).

Воспитание экологической культуры у младших школьников основано на «этике оче­ловечивания» природы. Занятия с детьми предполагают освоение простых нравственно-экологических правил и норм. В ходе этих занятий вводятся простые экологические понятия о природных взаимосвязях, взаимозависимости природы и жизни людей, о равноценности всех элементов природных систем, о социальных мотивах отношения человека к приро­де. Младшие школьники овладевают знаниями об окружающем мире, у них формируются научно-познавательное и эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде.

Для учащихся подросткового возраста характерно использование знаний экологи­ческого характера, формирование опыта социального взаимодействия и ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности. Воспитание экологической культуры в данном возрасте видоизменяется в связи с тем, что, во-первых, подростки

289

способны осознавать личную ответственность за последствия своих действий по отношению к окружающей среде, во-вторых, они уже не удовлетворяются только эстетической радостью от общения с природой. Учащиеся включаются в такие формы организации экологической (природоохранной) деятельности, как экспедиции, по­ходы, экскурсии, акции, практикумы, кружки, клубы и др. Педагогам при этом следует избегать преобладания форм экологического просвещения подростков.

Формы (технологии) организации экологической деятельности

Т

Эколого-ориетпированн ые: эколого-психологические тренин­ги, праздники, дискуссии, натура­листские мероприятия, экологи­ческие, деловые, имитационные игры, тематические недели и др.

I

Природ оохран н ые: субботники, экологические акции, детское экологическое движение, акции по охране природы, посадка деревьев; работа «зеленого» и «голу­бого» патрулей, школьное лесниче­ство, насаждение защитных полос и садов, работа на зверофермах, в охотничьих хозяйствах и др.

Проектно-иссл едовательские: экологические практикумы, олим­пиады, коллективные творческие дела (КТД), летний экологический практикум, создание экопроектов (экология города, утилизация отходов, проекты экологически чистого дома), полевая экологи­ческая практика, изучение (со­ставление, дополнение) «Крас­ной тетради» растительного и жи­вотного мира своей местности и др.

Просветительские: информационные часы, мониторинг окружающей среды, слеты, выпуск экологического листка, школа юного журналиста, театрализованные меро­приятия и др.

Эколого-краеведческие: экскурсии, экспедиции, путешествия, учебная экологическая тропа, школь­ный экологический музей и др.

Схема 66

Эффективными формами воспитания этого направления являются конкретные коллективные дела, в ходе которых подростки осознают полезность результатов своей деятельности. К концу подросткового возраста уча­щиеся должны уметь озеленять участки, в пределах возможного уничтожать или правильно использовать бы­товые, производственные отходы, очистить участок леса, луга, водоема от загрязнения, экологически грамотно вести себя в природе, на производстве, дома, в школе, действовать в тех случаях, когда ими замечены признаки экологической беды и т. д.

Старшеклассники систематизируют знания о природе, об экологических проблемах индустриального и пост­индустриального общества, реализуя эти знания в общественно полезной деятельности и профессиональной подготовке. Одновременно получают дальнейшее развитие их ценностные ориентации, определяющие отно­шение к природе. Формирование экологической культуры старшеклассников осуществляется как в учебно-воспитательном процессе, так и в ходе изучения курсов по выбору экологической направленности.

Воспитание экологической культуры взаимосвязано с воспитанием культуры безопасной жизнедеятельно­сти, которая характеризует степень усвоения учащимися правил безопасного поведения в обществе, сформи­рованности умений выполнять нормы и правила поведения в социальной и природной среде, неприятия пове­дения, характеризующегося несоблюдением правил безопасности. Содержание воспитательной работы по фор­мированию культуры безопасной жизнедеятельности включает: приобщение учащихся к соблюдению правил безопасности, приобретение ими знаний и навыков действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Важное значение имеет педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, создан­ных для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также практическая деятельность учащихся по предупреждению чрезвычайных ситуаций.