logo
КСР от Калач Микуле

3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности

Разностороннее и гармоничное развитие личности невозможно без развития ее телесного и психическо­го здоровья, без установления ею соразмерных и стройных отношений с окружающей природой и социальной средой, а также с самой собой. Вот почему овладение школьниками ценностями и навыками здорового образа явля­ется одной из важных задач воспитания. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это

Из народной мудрости

Як дбаем, так i маем (бел.).

Хвароба лежня любщь (бел.).

Сеу на лею — прападзешь на вею (бел.).

290

не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физи­ческого, психического и социального благополучия (Краткая медицинская энциклопедия : в 2 т. Т. 1 / [под ред. В. И. Покровского]. — М.: Крон-Пресс, 1994. — Т. 1. — С. 375). В педа­гогической справочной литературе здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окру­жающих как ценности, в осознании своей ответственности за собственное здоровье и здо­ровье будущих поколений, в умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, на­выков личной гигиены. Здоровый образ жизни — это такой способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком профессиональных, обще­ственных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и опреде­ляет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и обще­ственного здоровья. Итак, здоровье, здоровый образ жизни — фундамент полноценного существования и жизнедеятельности человека, необходимое условие разностороннего гар­моничного развития личности.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни, знание средств поддержания и со­вершенствования физической формы, потребность в разумной физической активности как основе умственного, нравственного, эстетического развития составляют сущность физиче­ской и валеологической культуры личности. Теоретической основой формирования здоро­вого образа жизни является валеология — наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, здоровом образе жизни. В соответствии с этим в содержание валеологического об­разования входят: знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов организации своей жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего организма, знание средств стрессе-устойчивости и физического самосовершенствования и т. д.

В педагогике выявлены условия формирования здорового образа жизни (см. схему 67).

Внедрение здоровье-сберегающих тех­нологий в учебно-воспитательный процесс

Формирование цен­ностного отношения к здоровому образу жизни, его пропа­ганда

Систематические занятия учащихся физической куль­турой, спортом, ту­ризмом

1

Условия формирования здорового 1 образа жизни

S.

Педагогический

Противодействие

Воспитательная

коллектив как

эта-

распространению

работа в ходе оз-

лон здорового обра-

вредных зависимо-

доровительного от-

за жизни

стей

дыха

Схема 67

Трудно предста­вить себе лучший метод воспита­ния, чем тот, ко­торый открыт и проверен опы­том веков; он мо­жет быть выра­жен в двух положе­ниях: гимнастика для тела и музыка для души.

(Платон.)

Этика есть без­граничная ответ­ственность за все, что живет.

(А. Швейцер.)

Все усилия при воспитании ока­жутся тщетны, пока вы не научи­те ваших воспи­танников любить поле, птиц и цве­ты.

(Д. Рескин.)

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поис­тине здоровый ни­щий счастливее больного короля. (А. Шопенгауэр.)

Для записей