logo
КСР от Калач Микуле

4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики

Распределение функций управления осуществляется между всеми участниками педаго­гического процесса. Одним из основных субъектов управления в школе является педагог. В рамках управленческой функции педагог обязан:

□ обеспечивать качество образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов и государственных программ;

□ проектировать, организовывать, оценивать и коррелировать образовагельный процесс;

□ планировать и организовывать внеучебную воспитательную работу на основе норма­тивных документов, определяющих содержание современной системы воспитания в учреж­дениях образования;

□ организовывать конструктивное педагогическое общение;

п обеспечивать перспективное и текущее планирование учебной, идеологической и вос­питательной работы;

□ осуществлять организационно-методическую деятельность в учреждении образова­ния (в работе педагогического совета, методических и творческих объединений педагогов);

□ поддерживать и контролировагь дисциплину;

п повышать свой уровень профессионального мастерства на основе самоуправления;

□ проводить на диагностической основе аспектный и комплексный анализы состоя­ния учебно-воспитательного процесса в группе учащихся с целью принятия оптимальных управленческих решений.

Как показывает школьная практика, при принятии управленческих решений возникает необходимость в выяснении в каждом отдельном случае причин тех или иных проявлений личности, отклонений в ее развитии и поведении, нарушений в ходе учебно-воспитательного процесса. Субъект управления (педагог) должен знать состояние объекта (ученика), что­бы объективно проанализировать и скорректировать управленческое воздействие. На этой основе можно выделить две группы диагностических задач, которые необходимо решать педагогу для успешной реализации управленческой функции:

1) задачи, связанные с идентификацией актуального психического или физиологическо­го состояния личности, ее психических личностных качеств; с изуче-нием особенностей коллектива, образовательного процесса;

2) задачи, связанные с выявлением причин тех или иных отклонений в развитии лично­сти, ее поведении в ходе педагогического процесса.

Диагностическая деятельность по решению названных задач имеет поэтапный характер. Выде­ляют шесть этапов в процессе осуществления педагогической диагностики (см. схему 93, с. 204).

Без диагностики учитель бессилен помочь ребенку. Его педагогиче­ское влияние ста­новится малоэф­фективным. (И. П. Подласый.)

Умение специали­ста при принятии решений опирать­ся на данные педа­гогической диагно­стики является одним из важней­ших показателей культуры педаго­гического труда. (П. £ Решетников.)

Для записей

370

Шестой этап — самый важный этап в диагностике. Если правильно поставлен диагноз и принято верное решение, то через определенное время на основе проведенной работы происходят заметные позитивные из­менения в межличностных отношениях учащихся, в их отношениях к учебной деятельности, повышение ее результативности и другие.

Принятие правильного управленческого решения зависит от диагностической компетентности учителя, которая предполагает наличие таких характеристик управленческого мышления педагога, как критериальность, вариантность, системность, креативность. При этом критериальность понимается как способность сопостав­ления реально достигаемых результатов с оптимальными. Вариантность — это выбор наилучших вариантов управленческой деятельности, решений и действий. Системность мышления — умение видеть проблемы в целостности связей и характеристик. Креативность — творческий характер, оригинальность и нестандарт­ность в решении управленческих задач.

Первый этап — на­хождение противоре­чий в педагогических процессах и явлениях, осознание необходимо­сти в получении допол­нительной объективной информации

Второй этап — выдви­жение альтернативных версий, объясняющих причины наблюдаемых явлений

Третий этап — разра­ботка диагностической программы по проверке разных версий и отбору тех, которые послужаг основой для педагоги­ческого диагноза

Шестой этап — при­нятие управленческого решения и уточнение диагноза

Пятый этап — анализ полученной информа­ции и отбор на его осно­ве наиболее вероятных версий

Четвертый этап — реализация намеченной диагностической про­граммы, проведение диагностических проце­дур с целью получения разносторонней и про­веряемой информации

Схема 93

Принятие педагогом управленческих решений характеризуется рядом особенностей:

□ осуществление научного подхода к анализу и объяснению изучаемых педагогических явлений;

□ четкое представление структуры учебно-воспитательной деятельности на каждом этапе: от диагно­стики и моделирования до оценки результатов;

□ опора на системную диагностику учебных возможностей и динамики развития учащихся;

□ ориентир на субъект-субъектный характер управления, что предполагает выявление у каждого ученика личностных новообразований (одаренность, степень умственного развития, внутренний план действий и т. д.);

□ выбор адекватной возможностям школьников стратегии организации обучения и воспитания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность понятия «педагогический менеджмент». Назовите принципы педагогического менеджмента.

2. Какие положения современного менеджмента определяют организационную культуру школы?

3. Охарактеризуйте стили современного педагогического менеджмента. Определите понятия «власть», «авторитар­ность», «доминантность», «сотрудничество».

4. Что такое педагогическая диагностика? Каковы ее основные функции?

5. Назовите методы педагогической диагностики. Опишите методику составления дидактического теста.

6. Раскройте особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики при организации учебного процесса и внеклассной деятельности учащихся.

Глоссарий

Педагогический менеджмент — комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

Авторитаризм — стратегия самоутверждения личности, отражающая ее стремление любыми средствами до­биться доминирующего положения в группе занять максимально высокую ступень в структуре власти.

Доминантность —умение влиять на подчиненных, склонять их к принятию определенной позиции.

Сотрудничество — разумное решение профессиональных ситуаций с учетом обоснованных интересов участвующих сторон.

Педагогическая диагностика — подраздеч педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Тестология — теория и методика создания и использования тестов как объективных и стандартизированных из­мерений, легко поддающихся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.