logo
КСР от Калач Микуле

2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования

Возникнув на определенном этапе развития общества, учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях изменялся как по своему содержанию, так и по форме. При этом он проходил определенные этапы развития, зависящие от его организационной системы. В педагогике (В. К. Дьяченко и другие) под организационной системой учебно-воспитательного процесса понимают определенную совокупность общих форм обучения, применяемых в учреждениях образования. До XVI века в школах применялись парная и индивидуально-обособленная формы организации процесса обучения. В средневековой школе учитель не обучал всех одновременно, а обучал каждого в отдельности и по очереди. Такая организационная система обучения и воспитания называется индивидуальной. С раз­витием городов, ремесел, торговли, с появлением книгопечатания спрос на грамотных людей значительно повышался. У одного учителя нередко было 20—30 и более учеников. Основное противоречие системы индивидуального обучения — противоречие между количественным ростом учащихся у одного учителя и его возможностями обучать каждого ученика в отдель­ности. Учителя стали объединять своих учащихся сначала в малые группы (3—10 человек), а затем в большие группы — классы (30 и более человек). Обучение группами становилось главной формой организации учебно-воспитательного процесса. Организационная система обучения включала уже три формы: групповую, парную и индивидуально-обособленную. Так как преобладающей стала групповая форма обучения, то организационную систему обучения назвали групповой.

Широкое применение коллективных форм обучения привело к возникновению коллек­тивной системы обучения, структура которой состоит из всех четырех форм обучения. При этом ведущее значение приобретает коллективная форма: не менее 50—60 % времени учащиеся работают в парах сменного состава. Данная система обучения была реализо­вана в опыте ряда педагогов (А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко, А. С. Границкой и других).

Высшим этапом развития системы группового обучения является классно-урочная сис­тема, возникшая в школах Чехии, Западной Беларуси и Украины в XVI—XVII веках. Теоре­тическое обоснование классно-урочной системы осуществил Я. А. Коменский. В дальней­шем существенный вклад в ее развитие внесли И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский и другие педагоги. Классно-урочная система получила широкое распро­странение в мировом школьном образовании.

1

Основные недостатки классно-урочной системы

t t t

t

Схема 44

Характерные черты классно-урочной системы: учащиеся приблизительно одного возраста образуют классы, состав которых за период обучения изменяется незначительно; каждый класс

Урок есть сред­ство воспитания, и тем более силь­ное, чем больше удается посред­ством материа­ла урока оказы­вать влияние на жизненный путь подрастающего человека.

(Н. Е. Щуркова.)

Духовная жизнь ребенка полно­ценная лишь тог­да, когда он жи­вет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, твор­чества.

(В. А Сухомлинский.)

Для записей

195

работает по своему годовому учебному и недельному расписанию; основной единицей занятий является урок, который посвящается обычно одному предмету; работой учащихся на уроке руководит учитель.

В течение всего периода существования классно-урочной системы многократно предпринимались попытки ее усовершенствования, направленные на преодоление присущих ей противоречий и недостатков (см. схему 44, с. 105). Наряду с классно-урочной системой сложились системы взаимного обучения (белл-ланкастерская си­стема обучения в конце XVIII — начале XIX в.), избирательного обучения (батавская, мангеймская системы обучения в конце XIX в.), индивидуализированного обучения (Дальтон-план, план Трампа в начале XX в.) и другие системы обучения.

Современные педагоги стремятся преодолевать недостатки классно-урочной системы, повышая эффектив­ность урока и других форм обучения.