logo
КСР от Калач Микуле

5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения

В педагогической литературе широко используются такие понятия (термины), как пе­дагогическая диагностика, контроль педагогического процесса, проверка знаний и умений, оценка, отметка. Педагогическое диагностирование имеет целью своевременное выявле­ние, оценивание, анализ течения учебно-воспитательного процесса и его продуктивности. Педагогическое диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития.

Контроль — неотъемлемый элемент традиционного учебно-воспитательного процес­са, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении и воспитании. Это проце­дура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, ее результатах, установления степени достижения целей обучения и воспитания, проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных ка­честв. Контроль позволяет корректировать ход учебно-воспитательного процесса, ставить конкретные задачи в дальнейшем обучении и воспитании.

Схема 42

Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В ходе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит гтроконтролировать. В результате накап­ливается первичная информация, которая учитывается, а затем подвергается анализу, синтезу, срав­нению. При этом проводится оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результа­ты оценивания словесно комментируются, а также могут быть выражены в баллах (отмегках).

Педагогический контроль предполагает внешнюю обратную связь (обеспечивается пе­дагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль, самооценка учащихся).

Реализуя свои функции (диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую), педагогический контроль позволяет привести в систему учебный материал, усвоенный школь­никами за определенный период; позволяет выявить успехи и недостатки в учении, определить качество усвоенного материала, его объем и степень понимания учащимися; способствует

Знание на время игры становится нашим простран­ством. Мы погру­жены в него со всеми своими эмо­циями. И замеча­ем то, что недо­ступно холодному наблюдателю со стороны.

(А. А. Гин.)

Для записей

186

изучению педагогом учащихся; способствует расширению, углублению и закреплению знаний, умений и навы­ков; способствует развитию познавательных интересов; повышает ответственность учащихся и учителя за выполненную работу; приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учеб­ного задания; формирует определенные нравственные и личностные качества учащихся, взаимоотношения между ними.

Установлены общие требования к педагогическому контролю (см. схему 42, с. 99). В педагогической практике осуществляются разные виды контроля (см. схему 43).

Предварительный контроль

Обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках по изучению нового учебного предмета или его отдельного раздела. Его назначение состоит в изучении уровня готовности учащихся к восприятию нового материала. На основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель кон­струирует изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания

Текущий контроль

Основное назначение — непрерывное отслеживание и получение информа­ции о качестве отдельных этапов учебного процесса (для учителя); внешний стимул, побуждающий к систематическим занятиям (для ученика). Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, что­бы убедиться, правильно ли они усвоили изучаемый материал, в чем проявля­ются неточности и пробелы в знаниях и умениях. В зависимости от ответов учащихся учитель корректирует учебный процесс

Тематический контроль

Проводится по завершении изучения большой темы. Его назначение: системати­зировать и обобщить материал всей темы; закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета, путем проверки зна­ний. В старших классах тематический контроль может осуществляться в форме коллоквиума: учащимся заранее указываются тема, вопросы, литература

Итоговый контроль

Завершает значительный отрезок учебного времени (четверть, полугодие, учебный год). При этом учитываются результаты текущего контроля и по ряду предметов проводятся контрольные работы, охватывающие основной учебный материал. В старших классах итоговый контроль может проводиться в форме зачета. Учащимся сообщают разделы учебного предмета, программные требования по предмету (объем знаний, умений и на­выков). Затем в процессе собеседования, выполнения практических заданий учитель фиксирует, что учебный материал зачтен или не зачтен ученику как усвоенный

Заключительный контроль

Предполагает аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении. Это выпускные или квалификационные экза­мены, которые принимает экзаменационная комиссия. По результатам экзамена ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом) или о присвоении квалификации (разряда, категории)

Схема 43

К организационным (общим) формам контроля относятся: индивидуальная, групповая, фронтальная и ком­бинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль. Конкретными (по внешнему вы­ражению) формами контроля являются: контрольный урок, контрольное практическое занятие, опрос, коллок­виум, зачет, экзамен.

Контроль осуществляется с помощью разнообразных методов. Методы контроля (самоконтроля) в обуче­нии — это способы выявления результатов учебно-познавательной деятельности учащихся и преподавания. Наиболее распространены в педагогической практике такие методы контроля, как:

Методы наблюдения позволяют установить отношения ученика к тем или иным объектам действитель­ности, к своим учебным обязанностям, учебному труду, выявить интересы, способности ученика и т. п.

п Методы устного контроля: беседа, рассказ, контрольное чтение текста, индивидуальный или фронталь­ный опрос и другие.

Методы письменного контроля: написание диктантов, изложений, классных и домашних сочинений, под­готовка рефератов, докладов и другие.

Методы графического контроля: выполнение таблиц, графиков, схем, заданий в контурных картах и другие.

Методы практического контроля: выполнение контрольных лабораторных работ, опытов, проверка прак­тических умений и навыков и другие.

Из народной мудрости

Сказано — сделано (рус).

187

Методы программированного безмашинного или машинного контроля. п Метод тестового контроля.

П Методы самоконтроля.

Важная составная часть педагогического контроля — процесс оценивания деятельности учащихся или педагогов. Под процессом оценивания учащихся понимается взаимодействие педагога или технической системы сучащимися, в результате которого появляется парци­альная и (или) количественная оценка. Парциальная оценка выражается в словесной форме, вербальных или невербальных реакциях учителя, отражающих эмоциональное отношение учителя к работе ученика (согласие, одобрение, ободрение, замечание, порицание, отри­цание, упрек, угроза, нотация и другое). Отметка — это результат процесса оценивания, количественный показатель (в баллах) оценки результатов учебной деятельности учащихся, который фиксируется в документах.

Основные требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся: всесторонность оценки успеваемости, ее значимость и дифференцированный характер; гласность и обоснован­ность, ясность критериев оценки знаний; сочетание оценки учителя с самооценкой и взаимоо­ценкой. Оценка включает в себя ряд показателей работы ученика: фактическое состояние знаний, правильность, полнота, точность знаний, знание литературы, самостоятельность, инициативность и творческий подход.

Выделяют следующие функции процесса оценивания:

диагностическая — измерение усвоения учащимися учебного материала, определе­ние объемов усвоенного материала и глубины понимания;

обучающая — определяется тем, насколько при контроле наблюдается прирост зна­ний, умений и навыков;

празвивающая — определяется тем, насколько присутствует прирост психических опе­раций в определенных психических процессах;

воспитывающая — определяется тем, насколько у учащихся формируются устой­чивые отношения, позитивная адекватная «Я-концепция», сотрудничество, ответствен­ность и другие личностные качества;

п стимулирующая — определяется тем, насколько ученики готовятся к каждому уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом;

корректирующая — исправление деятельности и поведения ученика и учителя, если таковые не соответствуют требованиям педагогического процесса.

В 2002—2003 учебном году в общеобразовательных учреждениях Беларуси была введена десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Основными це­лями ее введения были: повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся, ее результатов; обеспечение социальной защищенности личности уча­щихся; реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умерши, навыков с учетом индивидуальных свойств и качеств личности; создание усло­вий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к раз­ноуровневому обучению; обеспечение условий для адекватной самооценки личности и реализа­ции принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся.

Не менее важными в рассматриваемой группе являются методы самоконтроля, рефлек­сии, самооценки. Рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фик­сирования участниками педагогического взаимодействия состояния своего развития, са­моразвития и определения причин этого (С. С. Кашлев). Самооценка — оценка самого себя, своих достижений и недостатков. Для ученика самооценка выполняет констатирующую («что из изученного учебного материала я знаю хорошо»); мобшизационно-побудительную («многое удается, но в каком-то вопросе разобрался не до конца»); проектировочную («что должно стать содержанием дальнейшей деятельности») функции. Для обучения самооценке необходимо раз­работать четкие критерии самооценки и способствовать их усвоению учащимися, определить виды работ, подлежащих оцениванию самими учащимися или только учителем, и познакомить с ними учащихся. Базовым умением в оценочной деятельности ученика должна быть его готов­ность к самооценке полученного результата. На начальном этапе ее формирования можно ис­пользовать прием согласования отметки, выставленной учителем, с мнением ученика Важными методами самоконтроля выступают также умения контролировать степень усвоения материала, находить ошибки, неточности, намечать способы устранения ошибок и т. п.