logo
КСР от Калач Микуле

4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы

Э J единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога

Аксиологическое «Я» учителя как система ценностных ориентации опирается на социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, которые служат основанием формирования его индивидуально-личностной ценностной системы. Данная система включает:

□ ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (признание окружением, престижность и др.);

□ ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, колле­гами, родителями, обмен опытом и др.);

□ ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (развитие профессионально-творческих способностей, самосовершенствование и др.);

Из народной мудрости

Верь, чтобы понимать (античный афоризм), п Прыемнае слова — вясент дзень (бел.).

Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус).

97

□ ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (оказание помощи и поддержки детям, реализа­ция собственных идей и др.);

□ ценности, дающие возможности удовлетворять прагматические потребности (оплата труда, отпуск, слу­жебный рост и др.).

В представленной системе ценностей в зависимости от содержания можно выделить ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания (см. схему 21). Охарактеризуем их.

Ценности-цели Концепция личности обучающегося

Система ценностей педагога

Ценности-знания Теоретико-методологические знания

Ценности-средства Концепции педагогического общения

Ценности-отношения Личностно-профессиональная позиция

Ценности-качества Личностные и профессио­нальные качества

Схема 21

п Ценности-цели — концепция личности обучающегося, концепция «Я-профессиональное» как источ­ник и результат профессионального самосовершенствования учителя.

Ценности-средства — концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, мо­ниторинга, инноватики, педагогической импровизации и интуиции.

Ценности-отношения — личностно-профессиональная позиция как совокупность отношения учителя с учеником, другими участниками педагогического процесса, отношения к себе и собственной профессионально-педагогической деятельности.

Ценности-качества — связанные между собой индивидуальные, личностные, коммуникативные, позици­онные, деятелыюстно-профессиональные и поведенческие качества личности. Ценности-качества отражаются в специальных способностях учителя: способности программировать свою деятельность и предвидеть ее по­следствия, соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, строить гуманистические отноше­ния, способности к творчеству и диалогическому педагогическому мышлению.

Ценности-знания — теоретико-методологические знания, касающиеся психологии личности, основных идей и закономерностей педагогического процесса.

Названные группы педагогических ценностей являются элементами аксиологической модели, имеющими взаи­мообусловленный характер. Так, например, ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, то есть все они функционируют как единое целое.

Аксиологическое «Я» педагога определяется эффективностью и целенаправленностью отбора и прираще­ния им новых ценностей, их переходом в мотивы его поведения и профессиональные действия. Ценностные ориентации учителя находят свое обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагоги­ческой деятельности, которое является показателем гуманистической направленности его личности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».

2. Раскройте сущность и структуру профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.

3. Охарактеризуйте место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры педагога.

4. Раскройте понятие «педагогические ценности». Представьте классификацию педагогических ценностей.

5. Какие ценности образуют аксиологическое «Я» педагога?

6. Охарактеризуйте элементы аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности пе­дагога.

Глоссарий

Ценность —значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, опреде­ляемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Аксиология — философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой жизни.

Педагогическая аксиология —учение о ценностях в педагогическом процессе — образовании, воспитании и само­развитии человека.

Методологическая культура — часть общей профессионально-педагогической культуры учителя, отражаю­щая меру и способ осуществления им познавательных и исследовательских действий в процессе профессиональной деятельности.

Педагогические ценности — нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоз­зрением в области образования и деятельностью педагога.