logo
КСР от Калач Микуле

Тема 1.22

Воспитание учащихся в коллективе, семье, социуме

Жизнь никогда не зависела и не зависит только от твоих собственных убеждений, моральных норм, привычек. На нее ежедневно и бесконечно влияют другие люди — семья, коллектив, общество.

И. П. Шамякин

Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность воспитательного коллектива, его структуру и функции; уметь охарактери­зовать этапы формирования коллектива и определять этапы (стадии) развития реальных коллективов;

□ знать и уметь раскрывать методические аспекты руководства процессом формирования ученического кол­лектива; понимать значение коллективной деятельности, самоуправления, общественного мнения, традиций, перспектив как атрибутов коллектива;

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «семья», «семейное воспитание»; уметь характеризовать основ­ные функции семьи, выделять факторы, принципы, содержание, методы семейного воспитания;

□ знать и уметь характеризовать типы и виды современных семей, уметь квалифицировать их в реальной жизни; знать и уметь анализировать ошибки семейного воспитания, уметь предложить пути их предупреждения;

□ знать направления, формы и методы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся; уметь проекти­ровать и осуществлять их в реальном педагогическом процессе;

□ знать и уметь раскрывать значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в вос­питании подрастающего поколения.

Основные вопросы

1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования коллектива.

2. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива.

3. Семья как воспитательная среда ребенка.

4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания.

5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка.

6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастаю­щего поколения.

Понятая темы

Малая группа, коллектив, воспитательный коллектив, структура и этапы формирования коллектива, семья, семейное воспитание, менталитет, ценности общества, образ жизни, идеология государства.

Рекомендуемая литература

1. Карпович, Т. Е. Основы педагогики. Практикум : учеб. пособие / Т. Е. Карпович. — Минск : Тесей, 2007. — С. 101—105; 108—114.

2. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / Л. И. Маленкова. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — С. 173—209; 217—224; 439—454.

3. Основы педагогики : учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Минск : Аверсэв, 2003. — С. 161—201.

4. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Пе­дагогическое общество России, 2002. — С. 440—461; 490—512.

5. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2 : Процесс воспитания. — С. 60—91; 235—253.

6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 348—364.

7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : Ушвератэцкае, 2000. — С. 349—367; 489—504.