logo
КСР от Калач Микуле

Тема 1.5

Педагогика в системе наук о человеке

Увлекающийся практикой без науки — споено кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика

должна быть воздвигнута на хорошей теории...

Леонардо да Винчи

Требования к компетентности по теме

□ знать социально-экономические предпосылки возникновения педагогики как науки, этапы ее становления, объект и предмет; уметь обосновывать роль педагогической науки в развитии общества;

□ знать функции педагогики и на их основе уметь формулировать задачи педагогики;

□ знать существенные признаки основных категорий педагогики, уметь их сравнивать и сопоставлять;

□ знать взаимосвязи педагогики с другими науками о человеке; уметь определять место педагогики в системе антропологических наук;

□ знать отрасли педагогической науки, предметы их исследований; уметь обосновывать необходимость диффе­ренциации педагогики.

Щ$ Основные вопросы

1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления.

2. Педагогика как наука и учебный предмет.

3. Основные категории педагогики.

4. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

5. Система педагогических наук.

SjEp Понятия темы_

Педагогика как наука, учебный предмет; объект, предмет, функции, задачи педагогической науки; разви­тие, воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, социализация; формы взаимосвязи педа­гогики с другими науками; отрасли педагогики.

Щ$ Рекомендуемая литература

1. Бордовская, И. В. Педагогика: учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2006. — Гл. 1.

2. Основы педагогики : учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Минск : Аверсэв, 2003. — С. 21—47.

3. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалко­вич. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 7—29.

4. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман.—Минск: ТетраСистемс, 2001. — С. 6—16.

5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 58—79.

6. Степаненков, Н.К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2007. — С. 8—27; С. 33—36.

1. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : Ушверсггэцкае, 2000. — С. 10—30.