logo
КСР от Калач Микуле

2. Культура педагогического общения

Готовность к профессионально-педагогическому общению является важнейшим условием эффективной пе­дагогической деятельности. Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и коммуникативные умения.

Готовность к профессионально-педагогическому общению включает знание основ педагогического обще­ния, его закономерностей, функций, структуры, содержания; сформированность умений организовать общение, управлять им и собственным психическим состоянием, а также сформированность определенных личностных, нравственных качеств педагога. Указанные знания, умения и личностные качества определяют культуру пе­дагогического общения, позволяющую педагогу осуществлять педагогическое общение, а значит, воспитание и обучение на достаточно высоком профессиональном уровне.

Основу этой культуры составляет общительность. Это интегральное качество выражается в устойчивой потребности в систематическом общении с детьми, коллегами, родителями, в умении быстро устанавливать контакты, в чувстве удовлетворения и радости от общения, в эмоциональном благополучии на всех этапах общения. Общительность как свойство личности включает, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность (способность испытывать удовольствие от процесса общения); социальное родство (желание находиться в обществе, среди других людей); альтруистические тенденции (эмиатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека). Педаго­гическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проник­нуться его психическим состоянием, понять его.

Общительность связана с такими свойствами педагога, как искренность, приветливость, отзывчивость в обще­нии; чувство юмора, сдержанность и терпеливость в конфликтных ситуациях, проявление расположения, уважения и требовательности, педагогическая интуиция, тактичность в общении с детьми.

Общительность проявляется также в системе коммуникативных умений и навыков (см. схему 9, с. 24). Важ­ным показателем культуры педагогического общения является культура речи. Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами. Слово педагога — это его профессиональное средство, «ничем незаменимый инструмент воздействия надушу воспитанника» (В. А. Сухомлинский). В педагогическом общении «присутствует» все многообразие видов речи, но независимо от того, что делает педагог (убеждает, внушает, информирует, обращается к чувствам и эмоциям учащихся, призывает их к действию и т. п.), к его речи предъявляются особые требования:

правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

точность (употребление слов, выражение в свойственных им значениях); п ясность, простота, логичность, доступность;

богатство (разнообразие используемых языковых средств);

образность, эмоциональность.

Важна и эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, громкость, тембр голоса, сила, паузы, ритмика и т. п.

Невербальные средства дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанни-ков, передают чувства и пере­живания педагога. Невербальные средства общения — жесты, мимика (движения лицевых мышц), пантомимика (выразительные движения тела, рук, глаз и т. д.) — это эмоциональный язык общения.

Следующий показатель культуры педагогического общения — наличие умений саморегуляции психической деятельности. К этим умениям относятся, например, умение управлять своим психическим состоянием, эмо­циями, поддерживать у себя доброжелательный настрой, творческое настроение, а также умение снимать пси­хическое напряжение.

Особо следует выделить в качестве показателя культуры педагогического общения педагогический такт — со­блюдение педагогом принципа меры, избегание крайностей в общении с детьми в разных сферах деятельности,

Из народной мудрости

Слово — серебро, молчание — золото (рус).

п Будзь спярша выслухачом, а потым — паведачом (бел.).

340

сочетание уважения и требовательности к воспитанникам, умение выбрать правильный подход к ним. Из определения следует, что педагогический такт предполагает учет личност­ных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профес­сиональных установок педагога. Педагогический такт проявляется в оценочных суждениях, в интонации, в умении быть терпеливым и внимательным, умении поощрять и наказывать. Напротив, всякое отклонение от меры является бестактностью, нередко приводящей педа­гога к конфликтам с учащимися.

Общение — это индивидуально-творческая сфера деятельности педагога. Поэтому можно говорить об искусстве педагогического общения с воспитанниками, которое, в частности, со­стоит в том, чтобы уметь определять необходимый стиль педагогического общения и педагоги­ческого руководства в конкретной учебно-воспитательной ситуации.