logo
КСР от Калач Микуле

1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»

Проблема ценностей всегда привлекала внимание ученых и педагогов-практиков (Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, М. В. Богусловский, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и другие). Система фундаментальных общечеловеческих ценностей, обоснованная В. А. Караковским, — Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир — представляет особый интерес в педагогике. Мир ценностей — это прежде всего мир культуры, сфера духовной жизнедеятельности человека, его привязанностей, оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.

Энциклопедический словарь представляет понятие «ценность» как значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

В настоящее время понятие «ценность», используемое в философии, психологии, социологии и педагогике, применяется для обозначения свойств различных объектов, явлений, теорий и идей, служащих эталоном каче­ства, соответствующих социально обусловленным приоритетам развития культуры.

Проблемами ценностей занимается такая наука, как аксиология (от греч. axia — ценность). Под этим назва­нием, как правило, понимают: 1) философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследуег смысл человеческой жизни; 2) учение о природе человеческих ценностей — о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

Понятие «аксиология» введено в научный оборот в 1902 г. французским философом П. Лапи. В 1908 г. этот термин активно использовал в своих работах немецкий ученый Э. Гартман.

В современных условиях возрастает ориентация педагогического процесса на общечеловеческие ценности, ко­торые находят свое отражение в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также в идеологической,

нравственной и профессиональной позиции самих педагогов. В связи с этим на первый план выходят проблемы педагогической аксиологии, представляющей собой учение о ценностях в педагогическом процессе — образовании, воспитании и саморазвитии человека.

Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование определенных привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у школьника потребности присваи­вать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать его качественную, в частности, ценностную неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспи­танности.

Исходя из этого, актуальной задачей современной школы является задача точного определения ряда школьных ценностей, которые необходимы для всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника.

Н. В. Селезнев предлагает в этом случае отталкиваться от основных, исторически сложившихся групп цен­ностей, куда входят:

материальные ценности — все то, чем располагает сама школа, окружающая среда, семья, общество в целом;

нравственные ценности — духовное наследие, утверждающее на земле возвышенные идеалы добра и спра­ведливости, о которых так тщательно заботились педагоги от А. Я. Коменского до В. А. Сухомлинского и других;

научно-познавательные ценности— все то, что связано с познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об окружающем мире, другом человеке, самом себе;

о художественно-эстетические ценности — группа ценностей, известных человечеству с древнейших вре­мен, связанных не только с образным восприятием окружающего, но и развитием у человека потребности жить по законам красоты;

ценности физической культуры и гигиены — все то, что предусматривает физическое совершенство чело­века и его здоровье, умение поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух.

По мнению В. А. Сластенина, основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформирова­но ценностное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и др. Каждый из этих объектов в процессе осмысления и оценивания его ребенком раскрывает ему ряд важнейших ценностей (мир, дружба, семья, мать, отец, здоровье, Родина, труд, инди­видуальность и т. д.).

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, их желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.

|4|7| 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-*^ педагогической и методологической культуры учителя

В аксиологическом аспекте профессионально-педагогическая культура учителя рассматривается как часть общечеловеческой культуры, включающая систему ценностей-регуляторов педагогической деятель­ности (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич и другие) (см. схему 19).

Ценности-регуляторы

Педагогическая культура

Общечеловеческая культура

Схема 19

По мнению ряда ученых профессионально-педагогическую культуру можно представить как интегральное высшее качественное образование личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности учителя и цель профессионального самосовершенствования (Р. С. Пионова и др.).

Педагогическая теория и практика показывают, что профессионально-педагогическая культура учителя предполагает наличие у него следующих характеристик:

□ педагогическое мастерство;

□ высокий уровень психолого-педагогической подготовленности;

Из народной мудрости

Справедливый к себе относится строго, к другим — снисходительно (япон.).

Делай для другого, учись для себя (абхаз.).

Милосердие украшает сильного (индийское изреч.).

94

□ специальные знания и умения; о личностные качества;

о нравственная воспитанность, авторитет;

□ педагогический такт; о культура речи.

Профессионально-педагогическая культура является мерой и способом творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения. В структуре профессионалы ю-педагогической культуры выделяют (В. А. Сла­стенин и другие) аксиологический, технологический, индивидуально-творческий компонен­ты (см. схему 20).

Компоненты профессионально-педагогической культуры

Аксиологический

Технологический

I

Индивидуально-творческий

Схема 20

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры предполагает на­личие ценностно-педагогической направленности личности учителя, проявляющейся в сфор­мированной потребности в педагогической деятельности. Сформированная потребность опре­деляется как осмысленное и активное стремление направить свои знания, умения, навыки на решение воспитательно-образовательных задач и включает в себя установку на работу с детьми, интерес к этой работе, уверенность в ее необходимости и важности для себя.

К аксиологическому компоненту профессионально-педагогической культуры огносится совокупность устойчивых профессионально-педагогических ценностей, овладевая которыми, учитель делает их личностно значимыми. Процесс усвоения ценностей педагогом определяется богатством его личности, педагогической квалификацией, стажем, профессиональной позицией и отражает его внутренний мир, образуя систему ценностных ориентации.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает зна­ния, способы и приемы педагогической деятельности учителя, при этом ценности и дости­жения педагогической культуры осваиваются им и создаются в процессе собственной дея­тельности. Основу компонента составляют методологические, психолого-педагогические, методические и специальные знания и соответствующие им умения.

Особая роль здесь отводится методологическому аспекту, что предполагает сформирован­ному педагога методологической культуры. Методологическая культура учителя — это часть его общей профессионально-педагогической культуры, отражающая меру и способ осущест­вления им познавательных и исследовательских действий в процессе профессиональной дея­тельности.

Аксиологическую основу методологической культуры учителя составляют ценности ис­следовательской деятельности: гуманизм, истина, познание, знания, развитие, рефлексия. Аксиологическая основа методологической культуры учителя тесно связана с ее норматив­ной основой, которую составляют культурные нормы, отражающие предписания, требова­ния, образцы деятельности высокого качества. Отсюда ведущими функциями аксиологи­ческого компонента методологической культуры учителя являются нормативная и регуля­тивная функции, позволяющие педагогу освоить способы преобразования педагогического процесса на гуманной основе.

Индивидуально-творческий компонент профессионально-педагогической культуры предполагает присвоение учителем педагогических ценностей на личностном уровне, то есть через их преобразование и интерпретацию, что определяется его личностными особен­ностями и характером педагогической деятельности. Усваивая выработанные ранее ценно­сти, учитель выстраивает собственную ценностную систему, элементы которой приобрета­ют значение аксиологических функций. К числу этих функций относятся:

□ формирование личности учащегося;

□ профессиональная деятельность;

□ наличие представлений о технологии построения образовательного процесса в учеб­ном заведении, специфике взаимодействия с учениками, наличие представлений о себе как профессионале.

Интегративной функцией, объединяющей все остальные, является индивидуальная кон­цепция смысла профессионально-педагогической деятельности как стратегия жизни учите­ля, воспитателя.

Считай несчаст­ным тот день или тот час, в кото­рый ты не усвоил ничего нового и ни­чего не прибавил к своему образова­нию.

(Я. А. Коменский.)

В конечном сче­те основой всех человеческих цен­ностей служит нравственность. (А. Эйнштейн.)

Как только мы уничтожаем цен­ности, мы уни­чтожаем воспи­тание.

(Л. Ворда.)

Ценности явля­ются исходными психическими об­разованиями для постановки и обо­снования педа­гогом всей своей деятельности. (Б. Г. Ананьев.)

Повсюду ценность школы равняется ценности ее учи­теля.

(А. Дистервег.)

Не последнюю роль в самоутвержде­нии детской лич­ности играет уме­ние учителя каж­дый день выразить свое отношение к нему как к высшей ценности. (И. И. Рыданова.)

Для записей