logo
КСР от Калач Микуле

1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения

Решение проблемы форм обучения и воспитания предполагает ответ на вопрос: «Каким образом дол­жен быть организован учебно-воспитательный процесс?». Как понятие философии, форма — это вну­тренняя и внешняя организация (строение) сущности (содержания) какого-либо объекта. Внутреннее строение есть структура объекта.

Форма педагогического процесса (обучения, воспитания) — это внутреннее строение (структура) или внеш­нее строение педагогического процесса. Общая форма педагогического процесса — характеристика педаго­гического процесса, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обусловли­вающая особенности их взаимодействия (по В. К. Дьяченко). С учетом же внешнего строения и оформления педагогического процесса выделяют конкретные формы обучения и воспитания. Конкретная форма обучения или воспитания — это отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.

Охарактеризуем общие формы педагогического процесса (обучения, воспитания) с учетом того, что обще­ние, которое является сущностной характеристикой педагогического процесса, может быть как опосредован­ным, так и непосредственным (см. таблицу 10).

Таблица 10

Структура обще­ния

Общие формы обучения

Организационная система обучения

1. Опосредован­ное общение че­рез письменную речь

Индивидуалышя (обособленно-индивидуалышя) форма обучения

2. Общение в паре постоянного со­става: в каждый момент времени одного говоряще­го слушает один человек (диалог, монолог)

Парная форма обучения

3. Общение в ма­лой или большой группе: одного го­ворящего в каж­дый момент вре­мени слушают два, три и более человек

Групповая форма обучения

4. Общение в парах сменного состава или диалогиче­ские сочетания (наиболее часто используемая в обычной жизни структура обще­ния)

Коллективная форма обучения

Ученик выполняет учебное задание (чи­тает, пишет, решает учебную задачу, ста­вит опыты и т. п.) и ни с кем в данный отре­зок времени не всту­пает в непосредствен­ное общение

Учитель работает с од­ним учеником, дает ему консультацию. Или же два ученика решают вместе зада­чу, разучивают сти­хотворение, проводят опыт и т. п.

Один говорящий обу­чает одновременно несколько человек (от двух до ста и более). Выступающие могут меняться, но в каж­дый момент времени один говорит, осталь­ные слушают

Учащиеся работают в парах сменного со­става, в которых они выполняют пооче­редно роль учителя и ученика (взаимо­обучение, взаимокон­троль, взаимоуправ­ление)

Из народной мудрости

У кого есть знания, тому принадлежит весь мир (кит.).

Молчание — это тоже ответ (нем.).

Индивидуальная, парная, групповая (общеклассная, фронтальная, бригадная и т. п.) формы педагогического процесса являются традиционными. Коллективная форма (работа учащихся в парах сменного состава) применяется в учебно-воспитательном процессе на­много реже. В реальном педагогическом процессе все общие формы обучения и воспитания тесно взаимосвязаны и применяются в единстве.

Применение общих форм обучения в соответствии с конкретными целями обучения дает множество конкретных форм учебной работы: урок, урок-лекция, урок-семинар, кружко­вые или факультативные занятия, консультация, зачет, экзамен, коллоквиум, собеседование, учебная конференция и другие.