logo
КСР от Калач Микуле

Тема 1.8

личность ученика как субъекта образования и развития

Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца.

Личность человеческая более таинственна, чем мир. ...

Человек — микрокосм и заключает в себе все.

Н. А. Бердяев

Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать существенные признаки понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуаль­ность»;

□ знать и уметь обосновывать роль ведущих факторов и условий развития личности, их трактовку в существую­щих теориях;

□ знать и уметь характеризовать возрастные типологические и индивидуальные особенности учащихся, осо­знавать необходимость их учета и развития в педагогическом процессе;

□ знать и уметь анализировать возможные позиции ребенка в педагогическом процессе; уметь раскрывать био­логическое, психологическое и социальное основания активности ребенка в собственном развитии и вос­питании;

□ понимать сущность самовоспитания; уметь доказывать, что самовоспитание есть высший уровень проявле­ния активности личности в воспитании; уметь осуществлять самовоспитание.

Основные вопросы

1. Развитие личности как педагогическая проблема.

2. Факторы развития личности. I

3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс. i

4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе.

5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Понятия темы_

Человек, индивид, личность, индивидуальность, развитие личности, наследственность, среда, социализация, воспитание, деятельность, отношение личности, типологические возрастные особенности, индивидуальные особенности, способности, субъект образовательного процесса, салювоспитание, самообразование.

Рекомендуемая литература

1. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г. М. Код-жаспирова. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — С. 29—39.

2. Основы педагогики : учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Минск : Аверсэв, 2003. — С. 121—124; 130—135; 146—157.

3. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гу­манит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. I: Общие основы. Процесс обучения. — С. 72—95; 99—125.

4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие / И. И. Проко-пьев, Н. В. Михалкович. — Минск : ТетраСистемс, 2002. — С. ЮЗ—122.

5. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Изд. центр «Академия», 2000. — Гл. II.

6. Счастенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 112—128.

7. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск : Адукацыя i выхаванне. 2007. — С. 36—68.

8. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : Ушвера'тэцкае, 2000. — С. 66—87.