logo
КСР от Калач Микуле

2. Факторы развития личности

Охарактеризуем основные внутренние и внешние факторы развития личности. Фактор (от лат. factor — де­лающий, производящий) — движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Важнейшими внутренними и внешними факторами развития личности выступают наследственность, активность личности (деятельность, отношения, направленность), среда и воспитание (см. таблицу 2).

Таблица 2

Внутренние факторы

Наследственность свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального разви­тия в целом в ряду поколений. Сохраняет человека как при­родное существо, как вид в биологическом мире. Ребенок наследует: безусловные рефлексы; предраспо­ложенность к прямохождению, развитию речи, целена­правленному труду, развитию мышления, самосознания и т. д.; ряд биохимических и физических качеств (фи­зический облик, цвет волос, физические данные; груп­пу крови и резус фактор, свойства зрительных органов (цвет глаз, дальтонизм); свойства нервной системы, в том числе темперамент; задатки как природные (потенциаль­ные) возможности развития способностей; особенности протекания психических процессов; предрасположен­ность к некоторым заболевания и аномалиям

Внешние факторы

Среда окружающая природные, социально-экономические и мате­риально-бытовые условия жизнедея­тельности человеческого сообщества и каждого человека Частью окружа­ющей среды являются:

1) среда географическая (природ­ная) — определенный территориаль­ный ландшафт со своим климатом, разнообразием рельефа, раститель­ного и животного мира, природными ресурсами, экологическими условия­ми и т. д.;

2) среда социальная — окружающие человека общественные, материаль­ные и духовные условия его существо­вания, формирования и деятельности

Из народной мудрости

Яблоко от яблони недалеко падает (рус).

104

Продолжение табл. 2

Внутренние факторы

Внешние факторы

Активность личности — ее деятельность, отношения, направленность, убеждения, воля, чувства, интересы, природные (влечения, потребности в общении, альтруиз­ме, доминировании, агрессивности и т. д.) и социальные (духовные, творческие, познавательные) потребности, потребности в самосовершенствовании и т. п.

Воспитание (образование) как со­циальная функция общества и педа­гогический процесс

Все генетически заданные свойства человеческого организма характеризуют его способ­ность к саморазвитию. Это внутренняя природная активность индивида, его организма, проявляющаяся как в анатомо-физиологическом созревании, так и в психическом развитии. Установлено, что биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности раз­вития, но практически реализует их не более чем на 10—15 %.

Для того чтобы наследственные возможности растущего человека реализовались в свой­ства личности, необходима среда, взаимоотношения и взаимодействия с другими людьми. Рассматривая социальную среду как фактор формирования и социализации личности, ис­следователи выделили (А. В. Мудрик и другие):

мегафакторы среды («мега» — всеобщий, очень большой) — космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех жителей Земли;

и макрофакторы среды («макро» — большой) — страна, общество, государство, этнос, влияющие на социализацию всех людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы среды («мезо» — средний, промежуточный) — влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (небольшой по численности этнос, малая народность); по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, по­селок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и т. д.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

микрофакторы среды («микро» — маленький) — непосредственное социальное окру­жение человека (микросоциум), включающее семью, группы сверстников, различные орга­низации (учебные, профессиональные, общественные, религиозные и другие), в когорых осуществляется социальное воспитание.

В результате взаимодействия средовых факторов всех уровней и создаются условия для социализации личности. В процессе социализации происходит интеграция личности в соци­альную систему, ее приспособление (адаптация) к условиям социальной среды путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу в целом и его отдельным группам. С другой стороны, социализация личности предполагает (включает) процесс са­моактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций, творческих способностей, а значит, саморазвитие личности.

В процессе социализации проявляются две тенденции: социальная типизация, с одной сто­роны, и автономизация, индивидуализация личности — с другой. Социализация — непрерыв­ный процесс, который длится всю жизнь. Человек живет в условиях постоянно меняюще­гося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и новые отношения и в соответствии с этим выполняет раз­ные социальные роли, усваивает новый социальный опыт, воспроизводя одновременно уже усвоенные социальные отношения и влияя на свое социальное окружение.

Если взаимодействие с окружающей средой специально организуется и направляется на развитие и формирование личности, то вступает в действие еще один фактор формирования личности — воспитание как социальная функция общества и педагогический процесс. Вос­питание (образование, обучение) может быть охарактеризовано как процесс целенаправлен­ной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание упорядочивает (насколько это возможно) весь спектр влияний на личность и в то же время создает благоприятные условия для развития, социализации, формирования личности.

Все стороны личности обнаруживаются и формируются только в деятельности и в отно­шениях с другими людьми. Эта закономерность предписывает рассматривать личность не как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий, а как субъект взаимодей­ствия со средой и другими субъектами. Решающее значение в развитии личности имеет ее собственная активность, характер ее деятельности и отношений к себе и миру.

Под деятельностью понимают регулируемую сознанием (цели, мотивы) внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, порождаемую его потреб­ностями. Эта активность (по М. С. Когану) может быть направлена на какой-либо объект; на других субъектов и на самого себя.

Активность субъекта, направленная на объект, может привести к его изменению, преоб­разованию, а может оставить объект неизменным. В первом случае деятельность называют

...давайте душе воспитанника пра­вильную деятель­ность и обогати­те его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельно­сти. (К. Д. Ушинский.)

...человеческая личность есть продукт воспита­ния, так как без воспитания чело­век остается на степени жалкого животного, не мо­гущего себе даже обеспечить соб­ственной жизни. (В. М. Бехтерев.)

Для записей

106

преобразовательной (практической). Во втором случае активность человека может «возвратиться» к нему: а) в виде знания, информации о сущности, свойствах и качествах объекта, его связях, отно­шениях и т. п.; эту деятельность называют познавательной; б) в виде информации о значении этого объекта для самого человека или для других людей, то есть об объекте как об определенной ценно­сти. Такую деятельность называют ценностно-ориентационной (оценочной). Эти три основных типа деятельности человека (познавательная, практическая, ценностно-ориентационная) подразделяются на конкретные виды. Вместе с тем большинство конкретных видов деятельности включает познаватель­ный, ценностно-ориентационный и практический аспекты.

В структуре деятельности психологи выделяют следующие компоненты: потребности, цели, мо­тивы, действия (операции), результаты и их оценку. Потребность — переживание человеком нужды в чем-либо. Цель — предвосхищение в сознании человека результата своей деятельности. Мотив — внутреннее осознанное побуждение человека к деятельности. Действие как компонент деятельности состоит из операций. Оно может быть внешним (выполняется с участием двигательного аппарата и органов чувств) и внутренним (выполняется в сознании, в уме). Соответственно, говорят о предметных действиях, направленных на изменение свойств предметов окружающего мира, и об умственных действиях, вы­полняемых во внутреннем плане сознания. Любая деятельность включает обычно и те и другие дей­ствия.

В философской, психолого-педагогической литературе (М. С. Коган, Н. Е. Щуркова и другие) разрабо­тана и предложена классификация видов деятельности детей (см. таблицу 3). Каждый вид деятельности вносит свой вклад в развитие и формирование личности. Поэтому в процессе развития (воспитания, обучения) ребенка важно, чтобы его деятельность была разнообразной.

Развивающее и воспитывающее влияние деятельности значительно возрастает, если она организуется как выражение соответствующего отношения воспитанников к себе и окружающему миру (к природе, другим лю­дям, науке, искусству, своей стране, обществу и т. д.). По В. Н. Мясищеву, отношение личности — это система ее индивидуальных, сознательных, избирательных, оценочных связей с различными сторонам действитель­ности. Личность развивается, когда осознает свои отношения с различными объектами и субъектами окружаю­щего мира и себя как носителя этих отношений.

Таблица 3

Вил деятельности

Цели, содержание деятельности

Познавательная деятельность

Ведет к овладению знаниями, умениями и навыками; способствует интеллектуальному развитию, формиро­ванию мировоззрения, нравственно-волевых качеств, самостоятельности и т. д.; формирует познавательные потребности, интересы, способности ребенка; приоб­щает к творческой деятельности

Ценностно-ориентационная дея­тельность

Направленанарациональноеосмыслсние,эмоционально-нравственное переживание, оценку и на этой основе усвоение общечеловеческих, социальных и иных ценно­стей и вырабогку собственных жизненных ценностей

Трудовая деятельность (труд по са­мообслуживанию, общественно по­лезный, производительный труд)

Направлена на создание, сохранение материальных цен­ностей. Функции трудовой (практической) деятельности в развитии личности: формирование практических зна­ний, умений и навыков; развитие сенсорно-двигательной сферы ребенка; развитие политехнического кругозора, психологическая и практическая подготовка к професси­ональному труду, профессиональная ориентация школь­ников, формирование экономической позиции; уяснение практической значимости науки; воспитание воли, черт характера, добросовестного, уважительного отношения к труду и результатам труда, бережливости и других ка­честв

Художественная деятельность

Развивает эстетическое мироощущение, художественное мышление, потребность в прекрасном; развивает спо­собность воспринимать и переживать прекрасное, фор­мирует умения создавать его в искусстве и окружающей жизни; стимулирует художественную самодеятельность учащихся

Из народной мудрости

Што хутарок — то гаварок, што еяльцо — то нарауцо (бел.), п Человек без родины, что соловей без песни (рус).

Продолжение табл. 3

Вид деятельности

Цели, содержание деятельности

Спортивная деятельность

Направлена на формирование культуры здорового обра­за жизни, гигиенических умений, физической культуры в целом, на воспитание силы, выносливости и других физических качеств

Коммуникативная деятельность

Целью и содержанием является общение с другим чело­веком как ценностью. Реализуется в процессе всех дру­гих видов деятельности, а также как самостоятельная в качестве досуга детей. Формирует коммуникативные способности и умения, нравственные качества личности, привычки поведения и т. п.

Общественная деятельность

Содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преоб­разованию действительности

Игровая деятельность (может рас­сматриваться и как самостоятель­ный вид, и как форма других видов деятельности)

Направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступной определен­ному возрасту форме. Способствует развитию способ­ностей, интересов личности; стимулирует творческий характер деятельности детей; снимает утомление и на­пряженность; создает эмоционально благоприят!гую ат­мосферу в процессе общения взрослых и детей

Психологами (Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев и другие) установлено, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных психических функ­ций, свойств, способностей человека в разные возрастные периоды. Для каждого психи­ческого свойства индивида есть свой специфический период, когда целесообразнее всего начинать его формирование. Этот период называют сензитивным периодом. Кроме того, развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности. Каждая стадия психического развития характеризуется определенным ведущим на данном этапе отноше­нием ребенка к действительности, определенным ведущим типам деятельности (А. И. Ле­онтьев). Изменение круга жизненных отношений и смена ведущей деятельности означает наступление нового этапа в развитии ребенка. Таков процесс развития личности с точки зрения деятельностного подхода. С позиции культурологического подхода развитие, фор­мирование личности есть процесс формирования ее культуры. Воспитание при этом трак­туется как процесс целенаправленного введения ребенка в контекст современной культуры (Н. Е. Щуркова). Культура общества, каждого участника образовательного процесса создает ту социокультурную среду, когорая способствует развитию личности и создает условия для ее самореализации.

Итак, развитие, социализация, формирование личности происходит в результате ком­плексного взаимодействия всех охарактеризованных выше факторов. Среда и воспитание воздействуют на индивида через его собственную активность: деятельность, общение, от­ношения.

j§? 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс

Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обу­словлен ее половозрастными и индивидуальными особенностями. Издавна педагоги пыта­лись учесть в своей практической деятельности закономерную связь между возрастными типологическими, индивидуальными психическими возможностями и особенностями ре­бенка и предлагаемыми ему содержанием, средствами, способами образования.

Возраст — это относительно ограниченная во времени ступень физического, психиче­ского, личностного развития индивида, которая характеризуется определенными физио­логическими, психическими, социальными изменениями, общими для всех нормально разви­вающихся людей. Возрастные особенности — комплекс физических, познавательных, ин­теллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Учеными установлено, что психофизиологическое развитие происходит неравномер­но в разные возрастные периоды. Л. С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, или возрастные кризисы. В детском развитии вы­деляют: кризис первого жизни, кризис трех лет, кризис шести-семи лет, подростковый кризис. Обобщенный результат психического развития в данный возрастной период на­зывают новообразованием этого периода.

Наследствен­ность — это не более чем мате­риал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использова­ны, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель — не из камней.

(В. Франкл.)

Для записей

110

В современной возрастной психологии и педагогике общепринятой является следующая возрастная пе­риодизация: младенчество (от рождения до года); раннее или преддошкольное детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести лет); младший школьный возраст (от шести до 10 лет); подростковый возраст (младшие подростки — 11—12 лет; старшие подростки — 12—15 лет); юношеский возраст (ранняя юность— 15—17 лет; второй период юности — 17—21 год). Всякая возрастная периодизация условна. В каж­дом конкретном случае колебания в уровне развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду. Дадим краткую характеристику школьных возрастных периодов.

Изменения в социальной ситуации младшего школьника связаны с его поступлением в школу. Ведущей дея­тельностью является учебно-познавательная деятельность. Преимущественное развитие получает в этот воз­растной период интеллектуально-познавательная сфера. Объект познавательной деятельности — начала наук. Вместе с тем нельзя забывать о том, что игра по-прежнему играет большую роль в развитии ребенка.

Успехи в школе во многом определяют отношение окружающих к ребенку. «Я-образ» ребенка дополняется представлениями о себе как о школьнике. Необходимо помочь ребенку освоить эту новую для него роль — роль ученика. Младшему школьнику важно переживать радость, вызванную учебными достижениями. Поэтому ре­шающее значение приобретает оптимистическое отношение педагога к учебным успехам и неудачам детей, со­трудничество учителя с учащимися в процессе обучения, доверие и этичность по отношению к ребенку.

Главные новообразования этого возрастного периода: переход от наглядного, эмпирического мышле­ния к теоретическому мышлению; произвольность познавательных процессов, внутренний план действия, а также самоконтроль и рефлексия. Моральное поведение младшего школьника более осознано, чем у до­школьника, у которого оно было более импульсивным. Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками: формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях; создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Подростковый возраст — период перехода от детства к взрослости, период полового созревания, интен­сивного развития всех систем организма, прежде всего нервной и сердечно-сосудистой. Быстрые темпы физи­ческого, умственного развития в этом возрасте приводят к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в силу недостаточной социальной зрелости школьников-подростков. Это может вызвать подростковый кризис. Центральное новообразование сознания подростков — «чувство взрослости». Подро­сток стремится, чтобы окружающие признали его взрослость, независимость, но испытывает в то же время по­требность в неавторитарных советчиках. Происходит расширение круга общения и деятельности подростков. Характерной чертой самосознания подростков является также потребность (способность) познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и самовоспитанию.

Ведущая деятельность подростков — общение в процессе разных видов деятельности. Подростки переходят от прямого копирования оценок взрослых к самооценке. Если для младшего подростка характерно некритиче­ское подражание внешним манерам взрослых, большая зависимость от группы сверстников, то старший подро­сток начинает осознавать свою самобытность и своеобразие, хотя зависимость его от группы сверстников еще сохраняется. Подростковый возраст характеризуется большими изменениями в мышлении. Объектом познава­тельной деятельности выступают основы наук, а также система отношений в разных ситуациях. Перестраива­ется «Я-концепция» подростка. При этом приобретение новых представлений о себе связано с поиском ответов на вопросы: «Каким быть?» и «Кем быть?». Подросток изучает себя: «Какой Я?»; «Какие у меня особенности?»; «Каким я представляюсь другим людям?». Вместе с тем детям в этом возрасте свойственно переоценивать свои знания, способности, опытность. По этому поводу они часто спорят со взрослыми. Если взрослые и сверстники дают низкую оценку их умений, то это ранит самоуважение подростков и остро ими переживается.

«Образ Я» пополняется представлениями о своем умении поддерживать отношения с противоположным полом. Успехи и неудачи в этой области также влияют на самоуважение подростка и на многие другие сферы его деятельности. Подростковая проблема — озабоченность своей внешностью, общей привлекательностью. Важно, чтобы у подростка сложился положительный образ своего физического Я.

Подростковый кризис не всегда принимает конфликтный характер. Этого можно избежать, если чутко от­носиться к потребностям подростков и создавать условия для их удовлетворения. Понимая, что подростки стре­мятся освободиться от постоянного контроля и опеки взрослых, педагоги и родители не будут препятствовать проявлению самостоятельности и инициативы подростков, а попытаются сделать их деятельность и общение более содержательным и разнообразным.

Если же взрослые игнорируют насущные потребности подростков, то в их поведении возникают непослу­шание, упрямство, драчливость, бравирование своими недостатками и другие нежелательные проявления. Под­ростки удовлетворяют свои потребность в общении и общественном признании в разного рода подростковых компаниях, неформальных группах.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками — создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; воспитание ценностных ориен­тации; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Соот­ветственно объектом познавательной деятельности старшеклассников являются основы наук и профессиональной

Из народной мудрости

С кем поведешься, от того и наберешься (рус).

Воспитай старшего, младший сам научится (араб.).

деятельности. Преимущественное развитие получает как интеллектуально-познавательная, так и потребностно-мотивационная сфера. Именно отношение старшеклассника к будущей профессии начинает так или иначе влиять на их отношение к учебной деятельности.

Внутренним условием профессионального самоопределения является интенсивное формирование мировоззрения как обобщенного взгляда на мир. Оно включает и глубокое осознание себя как личности, переживание своего «Я» как индивидуальной целостности, неповторимости, непохожести на других людей. Оценочная деятельность старшеклассни­ков становится более самостоятельной. Растет и социальная активность. Старшеклассник как бы примеривается к различным социальным ролям, пробует себя в различных видах деятельности (учение, спорт, общение, участие в молодежных общественных движениях и организациях и др.). Важной для старшеклассника может стать проблема смысла жизни. Эти размышления о себе и своем жизненном предназначении сопровождаются обычно серь­езными эмоциональными переживаниями.

Юношескому общению свойственны, с одной стороны, расширение его сферы, а с дру­гой — его индивидуализация. Для юношей и девушек важно доверительное общение: они стремятся найти друзей обоего пола, они открыты к общению со взрослыми. Для старше­классников неприемлемо вмешательство в их дела извне, но они будут благодарны за так­тичную помощь или совет. Если же потребность в доверительном общении не удовлетво­ряется, то старшеклассник может ощущать одиночество. Для этого периода ранней юности характерно возникновение потребности в любви. Юношеская любовь требует от взрослых особой тактичности и внимания.

Основное новообразование первого периода юности — самоопределение во всех сферах человеческой жизни, в том числе формирование профессиональных интересов и мировоз­зрения в целом. Эти процессы сопровождаются активным самопознанием. Развитие лично­сти в этом возрасте во многом определяется ее собственными усилиями в этом направлении, то есть самовоспитанием. Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками — создание условий для реализации возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении на будущее.

Типологические возрастные особенности каждого возрастного периода проявляются у каждого индивида многовариантно, преломляясь через его индивидуальность и тен­дерные особенности.