2. Факторы развития личности
Охарактеризуем основные внутренние и внешние факторы развития личности. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Важнейшими внутренними и внешними факторами развития личности выступают наследственность, активность личности (деятельность, отношения, направленность), среда и воспитание (см. таблицу 2).
Таблица 2
Внутренние факторы
Наследственность — свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений. Сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире. Ребенок наследует: безусловные рефлексы; предрасположенность к прямохождению, развитию речи, целенаправленному труду, развитию мышления, самосознания и т. д.; ряд биохимических и физических качеств (физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус фактор, свойства зрительных органов (цвет глаз, дальтонизм); свойства нервной системы, в том числе темперамент; задатки как природные (потенциальные) возможности развития способностей; особенности протекания психических процессов; предрасположенность к некоторым заболевания и аномалиям
Внешние факторы
Среда окружающая — природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека Частью окружающей среды являются:
1) среда географическая (природная) — определенный территориальный ландшафт со своим климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, экологическими условиями и т. д.;
2) среда социальная — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности
Из народной мудрости
□ Яблоко от яблони недалеко падает (рус).
Продолжение табл. 2
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Активность личности — ее деятельность, отношения, направленность, убеждения, воля, чувства, интересы, природные (влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и т. д.) и социальные (духовные, творческие, познавательные) потребности, потребности в самосовершенствовании и т. п. | Воспитание (образование) как социальная функция общества и педагогический процесс |
Все генетически заданные свойства человеческого организма характеризуют его способность к саморазвитию. Это внутренняя природная активность индивида, его организма, проявляющаяся как в анатомо-физиологическом созревании, так и в психическом развитии. Установлено, что биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10—15 %.
Для того чтобы наследственные возможности растущего человека реализовались в свойства личности, необходима среда, взаимоотношения и взаимодействия с другими людьми. Рассматривая социальную среду как фактор формирования и социализации личности, исследователи выделили (А. В. Мудрик и другие):
□ мегафакторы среды («мега» — всеобщий, очень большой) — космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех жителей Земли;
и макрофакторы среды («макро» — большой) — страна, общество, государство, этнос, влияющие на социализацию всех людей, живущих в определенных странах;
□ мезофакторы среды («мезо» — средний, промежуточный) — влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (небольшой по численности этнос, малая народность); по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и т. д.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
□ микрофакторы среды («микро» — маленький) — непосредственное социальное окружение человека (микросоциум), включающее семью, группы сверстников, различные организации (учебные, профессиональные, общественные, религиозные и другие), в когорых осуществляется социальное воспитание.
В результате взаимодействия средовых факторов всех уровней и создаются условия для социализации личности. В процессе социализации происходит интеграция личности в социальную систему, ее приспособление (адаптация) к условиям социальной среды путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу в целом и его отдельным группам. С другой стороны, социализация личности предполагает (включает) процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций, творческих способностей, а значит, саморазвитие личности.
В процессе социализации проявляются две тенденции: социальная типизация, с одной стороны, и автономизация, индивидуализация личности — с другой. Социализация — непрерывный процесс, который длится всю жизнь. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и новые отношения и в соответствии с этим выполняет разные социальные роли, усваивает новый социальный опыт, воспроизводя одновременно уже усвоенные социальные отношения и влияя на свое социальное окружение.
Если взаимодействие с окружающей средой специально организуется и направляется на развитие и формирование личности, то вступает в действие еще один фактор формирования личности — воспитание как социальная функция общества и педагогический процесс. Воспитание (образование, обучение) может быть охарактеризовано как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание упорядочивает (насколько это возможно) весь спектр влияний на личность и в то же время создает благоприятные условия для развития, социализации, формирования личности.
Все стороны личности обнаруживаются и формируются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Эта закономерность предписывает рассматривать личность не как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий, а как субъект взаимодействия со средой и другими субъектами. Решающее значение в развитии личности имеет ее собственная активность, характер ее деятельности и отношений к себе и миру.
Под деятельностью понимают регулируемую сознанием (цели, мотивы) внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, порождаемую его потребностями. Эта активность (по М. С. Когану) может быть направлена на какой-либо объект; на других субъектов и на самого себя.
Активность субъекта, направленная на объект, может привести к его изменению, преобразованию, а может оставить объект неизменным. В первом случае деятельность называют
...давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности. (К. Д. Ушинский.)
...человеческая личность есть продукт воспитания, так как без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить собственной жизни. (В. М. Бехтерев.)
Для записей
преобразовательной (практической). Во втором случае активность человека может «возвратиться» к нему: а) в виде знания, информации о сущности, свойствах и качествах объекта, его связях, отношениях и т. п.; эту деятельность называют познавательной; б) в виде информации о значении этого объекта для самого человека или для других людей, то есть об объекте как об определенной ценности. Такую деятельность называют ценностно-ориентационной (оценочной). Эти три основных типа деятельности человека (познавательная, практическая, ценностно-ориентационная) подразделяются на конкретные виды. Вместе с тем большинство конкретных видов деятельности включает познавательный, ценностно-ориентационный и практический аспекты.
В структуре деятельности психологи выделяют следующие компоненты: потребности, цели, мотивы, действия (операции), результаты и их оценку. Потребность — переживание человеком нужды в чем-либо. Цель — предвосхищение в сознании человека результата своей деятельности. Мотив — внутреннее осознанное побуждение человека к деятельности. Действие как компонент деятельности состоит из операций. Оно может быть внешним (выполняется с участием двигательного аппарата и органов чувств) и внутренним (выполняется в сознании, в уме). Соответственно, говорят о предметных действиях, направленных на изменение свойств предметов окружающего мира, и об умственных действиях, выполняемых во внутреннем плане сознания. Любая деятельность включает обычно и те и другие действия.
В философской, психолого-педагогической литературе (М. С. Коган, Н. Е. Щуркова и другие) разработана и предложена классификация видов деятельности детей (см. таблицу 3). Каждый вид деятельности вносит свой вклад в развитие и формирование личности. Поэтому в процессе развития (воспитания, обучения) ребенка важно, чтобы его деятельность была разнообразной.
Развивающее и воспитывающее влияние деятельности значительно возрастает, если она организуется как выражение соответствующего отношения воспитанников к себе и окружающему миру (к природе, другим людям, науке, искусству, своей стране, обществу и т. д.). По В. Н. Мясищеву, отношение личности — это система ее индивидуальных, сознательных, избирательных, оценочных связей с различными сторонам действительности. Личность развивается, когда осознает свои отношения с различными объектами и субъектами окружающего мира и себя как носителя этих отношений.
Таблица 3
Вил деятельности | Цели, содержание деятельности |
Познавательная деятельность | Ведет к овладению знаниями, умениями и навыками; способствует интеллектуальному развитию, формированию мировоззрения, нравственно-волевых качеств, самостоятельности и т. д.; формирует познавательные потребности, интересы, способности ребенка; приобщает к творческой деятельности |
Ценностно-ориентационная деятельность | Направленанарациональноеосмыслсние,эмоционально-нравственное переживание, оценку и на этой основе усвоение общечеловеческих, социальных и иных ценностей и вырабогку собственных жизненных ценностей |
Трудовая деятельность (труд по самообслуживанию, общественно полезный, производительный труд) | Направлена на создание, сохранение материальных ценностей. Функции трудовой (практической) деятельности в развитии личности: формирование практических знаний, умений и навыков; развитие сенсорно-двигательной сферы ребенка; развитие политехнического кругозора, психологическая и практическая подготовка к профессиональному труду, профессиональная ориентация школьников, формирование экономической позиции; уяснение практической значимости науки; воспитание воли, черт характера, добросовестного, уважительного отношения к труду и результатам труда, бережливости и других качеств |
Художественная деятельность | Развивает эстетическое мироощущение, художественное мышление, потребность в прекрасном; развивает способность воспринимать и переживать прекрасное, формирует умения создавать его в искусстве и окружающей жизни; стимулирует художественную самодеятельность учащихся |
Из народной мудрости
□ Што хутарок — то гаварок, што еяльцо — то нарауцо (бел.), п Человек без родины, что соловей без песни (рус).
Продолжение табл. 3
Вид деятельности | Цели, содержание деятельности |
Спортивная деятельность | Направлена на формирование культуры здорового образа жизни, гигиенических умений, физической культуры в целом, на воспитание силы, выносливости и других физических качеств |
Коммуникативная деятельность | Целью и содержанием является общение с другим человеком как ценностью. Реализуется в процессе всех других видов деятельности, а также как самостоятельная в качестве досуга детей. Формирует коммуникативные способности и умения, нравственные качества личности, привычки поведения и т. п. |
Общественная деятельность | Содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности |
Игровая деятельность (может рассматриваться и как самостоятельный вид, и как форма других видов деятельности) | Направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступной определенному возрасту форме. Способствует развитию способностей, интересов личности; стимулирует творческий характер деятельности детей; снимает утомление и напряженность; создает эмоционально благоприят!гую атмосферу в процессе общения взрослых и детей |
Психологами (Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев и другие) установлено, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных психических функций, свойств, способностей человека в разные возрастные периоды. Для каждого психического свойства индивида есть свой специфический период, когда целесообразнее всего начинать его формирование. Этот период называют сензитивным периодом. Кроме того, развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности. Каждая стадия психического развития характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим типам деятельности (А. И. Леонтьев). Изменение круга жизненных отношений и смена ведущей деятельности означает наступление нового этапа в развитии ребенка. Таков процесс развития личности с точки зрения деятельностного подхода. С позиции культурологического подхода развитие, формирование личности есть процесс формирования ее культуры. Воспитание при этом трактуется как процесс целенаправленного введения ребенка в контекст современной культуры (Н. Е. Щуркова). Культура общества, каждого участника образовательного процесса создает ту социокультурную среду, когорая способствует развитию личности и создает условия для ее самореализации.
Итак, развитие, социализация, формирование личности происходит в результате комплексного взаимодействия всех охарактеризованных выше факторов. Среда и воспитание воздействуют на индивида через его собственную активность: деятельность, общение, отношения.
j§? 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен ее половозрастными и индивидуальными особенностями. Издавна педагоги пытались учесть в своей практической деятельности закономерную связь между возрастными типологическими, индивидуальными психическими возможностями и особенностями ребенка и предлагаемыми ему содержанием, средствами, способами образования.
Возраст — это относительно ограниченная во времени ступень физического, психического, личностного развития индивида, которая характеризуется определенными физиологическими, психическими, социальными изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей. Возрастные особенности — комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
Учеными установлено, что психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Л. С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, или возрастные кризисы. В детском развитии выделяют: кризис первого жизни, кризис трех лет, кризис шести-семи лет, подростковый кризис. Обобщенный результат психического развития в данный возрастной период называют новообразованием этого периода.
Наследственность — это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель — не из камней.
(В. Франкл.)
Для записей
В современной возрастной психологии и педагогике общепринятой является следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до года); раннее или преддошкольное детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести лет); младший школьный возраст (от шести до 10 лет); подростковый возраст (младшие подростки — 11—12 лет; старшие подростки — 12—15 лет); юношеский возраст (ранняя юность— 15—17 лет; второй период юности — 17—21 год). Всякая возрастная периодизация условна. В каждом конкретном случае колебания в уровне развития человека могут иметь достаточно большую амплитуду. Дадим краткую характеристику школьных возрастных периодов.
Изменения в социальной ситуации младшего школьника связаны с его поступлением в школу. Ведущей деятельностью является учебно-познавательная деятельность. Преимущественное развитие получает в этот возрастной период интеллектуально-познавательная сфера. Объект познавательной деятельности — начала наук. Вместе с тем нельзя забывать о том, что игра по-прежнему играет большую роль в развитии ребенка.
Успехи в школе во многом определяют отношение окружающих к ребенку. «Я-образ» ребенка дополняется представлениями о себе как о школьнике. Необходимо помочь ребенку освоить эту новую для него роль — роль ученика. Младшему школьнику важно переживать радость, вызванную учебными достижениями. Поэтому решающее значение приобретает оптимистическое отношение педагога к учебным успехам и неудачам детей, сотрудничество учителя с учащимися в процессе обучения, доверие и этичность по отношению к ребенку.
Главные новообразования этого возрастного периода: переход от наглядного, эмпирического мышления к теоретическому мышлению; произвольность познавательных процессов, внутренний план действия, а также самоконтроль и рефлексия. Моральное поведение младшего школьника более осознано, чем у дошкольника, у которого оно было более импульсивным. Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками: формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях; создание ситуации успеха в учебной деятельности.
Подростковый возраст — период перехода от детства к взрослости, период полового созревания, интенсивного развития всех систем организма, прежде всего нервной и сердечно-сосудистой. Быстрые темпы физического, умственного развития в этом возрасте приводят к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в силу недостаточной социальной зрелости школьников-подростков. Это может вызвать подростковый кризис. Центральное новообразование сознания подростков — «чувство взрослости». Подросток стремится, чтобы окружающие признали его взрослость, независимость, но испытывает в то же время потребность в неавторитарных советчиках. Происходит расширение круга общения и деятельности подростков. Характерной чертой самосознания подростков является также потребность (способность) познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и самовоспитанию.
Ведущая деятельность подростков — общение в процессе разных видов деятельности. Подростки переходят от прямого копирования оценок взрослых к самооценке. Если для младшего подростка характерно некритическое подражание внешним манерам взрослых, большая зависимость от группы сверстников, то старший подросток начинает осознавать свою самобытность и своеобразие, хотя зависимость его от группы сверстников еще сохраняется. Подростковый возраст характеризуется большими изменениями в мышлении. Объектом познавательной деятельности выступают основы наук, а также система отношений в разных ситуациях. Перестраивается «Я-концепция» подростка. При этом приобретение новых представлений о себе связано с поиском ответов на вопросы: «Каким быть?» и «Кем быть?». Подросток изучает себя: «Какой Я?»; «Какие у меня особенности?»; «Каким я представляюсь другим людям?». Вместе с тем детям в этом возрасте свойственно переоценивать свои знания, способности, опытность. По этому поводу они часто спорят со взрослыми. Если взрослые и сверстники дают низкую оценку их умений, то это ранит самоуважение подростков и остро ими переживается.
«Образ Я» пополняется представлениями о своем умении поддерживать отношения с противоположным полом. Успехи и неудачи в этой области также влияют на самоуважение подростка и на многие другие сферы его деятельности. Подростковая проблема — озабоченность своей внешностью, общей привлекательностью. Важно, чтобы у подростка сложился положительный образ своего физического Я.
Подростковый кризис не всегда принимает конфликтный характер. Этого можно избежать, если чутко относиться к потребностям подростков и создавать условия для их удовлетворения. Понимая, что подростки стремятся освободиться от постоянного контроля и опеки взрослых, педагоги и родители не будут препятствовать проявлению самостоятельности и инициативы подростков, а попытаются сделать их деятельность и общение более содержательным и разнообразным.
Если же взрослые игнорируют насущные потребности подростков, то в их поведении возникают непослушание, упрямство, драчливость, бравирование своими недостатками и другие нежелательные проявления. Подростки удовлетворяют свои потребность в общении и общественном признании в разного рода подростковых компаниях, неформальных группах.
Ведущая педагогическая идея в работе с подростками — создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; воспитание ценностных ориентации; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.
Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Соответственно объектом познавательной деятельности старшеклассников являются основы наук и профессиональной
Из народной мудрости
□ С кем поведешься, от того и наберешься (рус).
□ Воспитай старшего, младший сам научится (араб.).
деятельности. Преимущественное развитие получает как интеллектуально-познавательная, так и потребностно-мотивационная сфера. Именно отношение старшеклассника к будущей профессии начинает так или иначе влиять на их отношение к учебной деятельности.
Внутренним условием профессионального самоопределения является интенсивное формирование мировоззрения как обобщенного взгляда на мир. Оно включает и глубокое осознание себя как личности, переживание своего «Я» как индивидуальной целостности, неповторимости, непохожести на других людей. Оценочная деятельность старшеклассников становится более самостоятельной. Растет и социальная активность. Старшеклассник как бы примеривается к различным социальным ролям, пробует себя в различных видах деятельности (учение, спорт, общение, участие в молодежных общественных движениях и организациях и др.). Важной для старшеклассника может стать проблема смысла жизни. Эти размышления о себе и своем жизненном предназначении сопровождаются обычно серьезными эмоциональными переживаниями.
Юношескому общению свойственны, с одной стороны, расширение его сферы, а с другой — его индивидуализация. Для юношей и девушек важно доверительное общение: они стремятся найти друзей обоего пола, они открыты к общению со взрослыми. Для старшеклассников неприемлемо вмешательство в их дела извне, но они будут благодарны за тактичную помощь или совет. Если же потребность в доверительном общении не удовлетворяется, то старшеклассник может ощущать одиночество. Для этого периода ранней юности характерно возникновение потребности в любви. Юношеская любовь требует от взрослых особой тактичности и внимания.
Основное новообразование первого периода юности — самоопределение во всех сферах человеческой жизни, в том числе формирование профессиональных интересов и мировоззрения в целом. Эти процессы сопровождаются активным самопознанием. Развитие личности в этом возрасте во многом определяется ее собственными усилиями в этом направлении, то есть самовоспитанием. Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками — создание условий для реализации возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении на будущее.
Типологические возрастные особенности каждого возрастного периода проявляются у каждого индивида многовариантно, преломляясь через его индивидуальность и тендерные особенности.
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора