logo
КСР от Калач Микуле

Тема 1.18

Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания

Чем шире спектр достижений культуры, которыми владеет педагог, тем выше возможности педагога в использовании широкой палитры воспитательных средств.

Н. Е. Щуркова

Ё$Э£р Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «метод воспитания»; уметь обосновать ориентированность вос­питательного взаимодействия на ценностные отношения;

□ знать и уметь осуществлять классификацию методов воспитания;

□ знать и уметь характеризовать методы формирования сознания личности, методы организации деятель­ности и опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и отношений, методы контроля и самоконтроля в воспитании; уметь раскрывать условия выбора и эффективного применения методов;

I32

□ знать и уметь давать общую характеристику форм воспитательной работы, осуществлять их классификацию; уметь проектировать применение и сочетание методов, средств, форм воспитания в различных видах педагоги­ческого взаимодействия.

Основные вопросы

1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания.

2. Методы формирования сознания личности.

3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся.

4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности.

5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании.

6. Общая характеристика форм воспитательной работы.

Понятия темы

Метод воспитания, средство воспитания, классификация методов воспитания, методы формирования созна­ния личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и отношений, методы контроля и самоконтроля в воспитании, форма воспи­тательной работы.

(Щз^ Рекомендуемая литература

1. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / Л. И. Маленкова. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — С. 310—346.

2. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2 : Процесс воспитания. — С. 94—136; 146—177.

3. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе­ний / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. — С. 111—164.

4. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Изд. центр «Академия», 2000. — Гл. VI, XI, XII.

5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 330—347.

6. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : Утвератэцкае, 2000. — С. 327—348._

д=7| 1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов иЁу воспитания

Под методами воспитания понимают способы совместной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания. В теории и методике воспитания помимо термина «метод воспитания» существует термин «метод педагогического воздействия». Соотношение этих понятий определяется соотношением понятий «педагогическое взаимодействие» и «пе­дагогическое воздействие» (см. тему 1.9, с. 65).

Метод педагогического воздействия можно охарактеризовать как способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности. Метод воздействия, согласно Л. И. Маленковой, рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика и состоит из трех частей: предписывающей («Что надо сделать?»), аргументирующей («Зачем надо сделать?»), методической («Как луч­ше сделать?»).

Существуют разные подходы к классификации методов воспитания. В общепризнанной классификации, пред­ложенной Г. И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами (см. таблш^у 15).

Таблица 15

Методы воспитания

I группа

II группа

III группа

Методы формирования сознания личности

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

Убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и другие

Упражнение, приучение, педагоги­ческое требование, поручение, соз­дание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и другие

Создание ситуаций успеха, эмо­ционально-нравственных пережива­ний, поощрение, порицание, сорев­нование, сюжетно-ролевые игры и другие

Данная классификация методов в настоящее время дополнена группой методов контроля и самоконтро­ля в воспитании.

Представляет интерес классификация методов воспитания, в основу которой положена структура личност­ных качеств (И. Ф. Харламов). В данной классификации выделяют:

□ Методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения. Это группа основных методов, которые играют определяющую роль в развитии и формировании личности. К ним относятся методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения).

□ Методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности. Это группа вспомогательных методов, выполняющих регулятивно-коррекционную роль. К ним причисляют методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.

Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смыс­ле) — совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осущест­вления воспитательного процесса. Средствами воспитания (в широком смысле) является все, что способствует до­стижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т. п. Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии, материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной и письменной форме достижения культуры (по Н. Е. Щурковой).

Особой проблемой в теории и методике воспитания являегся выбор методов и средств воспитания. Решая эту проблему, педагог учитывает цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности школь­ников, уровень их воспитанности, уровень развития детского коллектива, ценности и нормы отношений, скла­дывающиеся в семье и ближайшем окружении учащихся. Следует учесть и уровень квалификации самого педа­гога, его методическое мастерство.