logo
КСР от Калач Микуле

5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания

Процесс воспитания оказывает влияние на формирование отношений и качеств личности только через стимули­рование ее внутренней активности, саморазвития, самосовершенствования. Поэтому одной из главных задач вос­питания является формирование у личности способности и умений самовоспитания. Самовоспитание как созна­тельная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, становится доступным учащимся обычно в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте возникает потребность в личностном самосовершенствовании и появляется способность к анализу, самооценке своих свойств и качеств.

Воспитание подростков не может быть эффективным, если оно не сопровождается самовоспитанием. Вме­сте с тем самовоспитание предполагает специально проводимую с учащимися работу педагогов по его органи­зации (см. схему 57).

Педагогическое руководство самовоспитанием школьников (по И. Ф. Харламову)

Т

Формирование общественно­го мнения учащихся о необ­ходимости и важности само­воспитания

Оказание помощи учащим­ся в осмыслении сущности, методов, средств самовоспи­тания

Помощь учащимся в разра­ботке целей, задач, профамм самовоспитания, в их реали­зации

Схема 57

Мотивами самовоспитания могут быть стремление достичь поставленной цели; желание не отстать от дру­гих; чей-либо пример, желание стать похожим на авторитетного человека, литературного героя; притязание на признание своего достойного места в среде сверстников и другие. В процессе самовоспитания условно выделя­ют несколько этапов:

/ этап — осознание необходимости работать над собой. Это этап самопознания. Применяются следующие методы самопознания (самовоспитания): самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самокон­троль, самооценка. Эти методы позволяют человеку дать объективную характеристику себе. Роль педагога на этом этапе состоит в том, чтобы помочь воспитаннику осуществлять самонаблюдение и самооценку. Важно

Из народной мудрости

Плохому учатся и без учителя (античный афоризм).

Не человека суди, а его привычки (фин.).

Будь слугой совести и хозяином воли (азербайдж.).

240

подготовить учащихся к самопознанию, предоставив им необходимые психологические знания, для чего проводятся специальные беседы, дискуссии, тренинги и т. п.

2 этап — выработка программы (плана) работы над собой на основе поставленных це­лей. Такая программа предполагает определение возможных изменений в личности, веду­щих к формированию необходимых для нее качеств и свойств. После составления програм­мы следует перейти к планированию самовоспитания, то есть определению конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач.

3 этап — реализация программы самовоспитания. Педагог помогает воспитаннику осу­ществлять деятельность, в которой и происходит становление необходимых свойств лично­сти. Важно, чтобы он давал педагогическую оценку усилий воспитанника.

4 этап — оценка результатов самовоспитания. Это, по сути, этап самопознания («Чего я достиг?»), заканчивающийся постановкой новых задач самовоспитания.

Методы и приемы самовоспитания — это творчество самой личности. Наиболее эф­фективными являются: самоубеждение, самопринуждение, самовнушение (применяется в процессе аутогенных упражнений, способствующих овладению собственным организмом и эмоциями), самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач саморазвития, решение воспитать у себя те или иные качества), осмысление соб­ственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач), самоконтроль (способность следить за своими поступками и действиями в процессе деятельности, фикси­ровать свое состояние с целью предотвращения нежелательных последствий), самоотчет (ретроспективный взгляд на события, произошедшие с личностью за определенное время).

Большое значение имеет самостимулирование: самоутверждение, самоободрение, само­поощрение, самонаказание, самоограничение.