logo
КСР от Калач Микуле

3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса

Вся жизнедеятельность воспитанников, в том числе их образование происходит в резуль­тате взаимодействия с окружающим миром. Это взаимодействие организуется и направляется педагогами, родителями и другими субъектами педагогического процесса. По мере взросления ребенка возрастает его собственная роль в этих взаимодействиях.

Педагогическое взаимодействие включает педагогическое воздействие (влияние) педа­гога на воспитанника, восприятие педагога воспитанником и его собственную активность как ответную реакцию на воздействие педагога. Как воздействия педагогов (сверстников, родителей и других), так и ответная реакция воспитанников могут быть самыми разно­образными. Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и го­товность ребенка их принять. Воспитанник находится в пассивной позиции, он исполнитель того, что предлагает педагог. Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное разви­тие личности воспитанника и самого педагога на основе равенства в общении и партнерства (сотрудничества) в совместной деятельности.

Педагогическое взаимодействие — это согласованная деятельность субъектов педагоги­ческого процесса по достижению совместных целей (результатов) образования, по решению конкретных педагогических задач. В реальной педагогической практике происходит широкий спектр взаимодействий: «учитель — учению), «ученик — ученик», «ученик — группа учащих­ся», «учащиеся — объект усвоения» и другие. Педагогический процесс является интеграцией вышеназванных взаимодействий.

Педагогический процесс можно рассматривать как своего рода цепочку взаимосвязанных педагогических ситуаций, то есть определенных состояний педагогического процесса в кон­кретный промежуток времени. Педагогическая ситуация возникает в результате взаимодействия педагогов и воспитанников. Соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления педагогическая ситуация составляет педагогическую задачу.

Педагогическая задача выступает основной единицей («клеточкой) педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс. Педагогическая задача является результатом осознания субъектами цели образования и условий ее дости­жения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности или обученности.

Понятие «педагогическая задача» выступает как родовое по отношению к понятиям «дидактическая задача» и «воспитательная задача». Дидактические задачи — это задачи

Развитие ребен­ка, а вслед за ним и педагогического процесса есть не­прекращающееся движение впе­ред, требующее все новых усилий в первую очередь самого ребенка.

(П. П. Блонский.) Человек не вос­питывается по частям, он созда­ется синтетиче­ски всей суммой влияний, которым он подвергается. (А. С. Макаренко.)

Для записей

упра&пения учебно-познавательной деятельностью (учением). По аналогии воспитательные задачи — зада­чи управления всеми видами деятельности воспитанников в их единстве (познавательной, игровой, трудовой, ценностно-ориентационной и др.).

В общих чертах решение педагогических задач связано с прохождением четырех взаимосвязанных этапов (В. А. Сластенин и т. д.): 1) анализ ситуации и постановка педагогической задачи; 2) проектирование вариан­тов и выбор оптимального для данных условий решения; 3) осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процес­са; 4) анализ результатов решения.

В ходе взаимодействия педагоги и воспитанники решают ту или иную педагогическую задачу. Педагог при этом осуществляет единую педагогическую деятельность, в которой интегрированы преподавание и воспита­тельная работа. Учащиеся также включаются педагогом в разнообразные виды деятельности.