logo
КСР от Калач Микуле

3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности

Целенаправленную профессиональную деятельность педагога школы или внешкольного образовательного учреждения, направленную на решение задач воспитания, называют воспитательной работой. Иначе говоря, это целенаправленная деятельность педагога или педагогического коллектива по организации совместной жиз­недеятельности детей и взрослых, в ходе которой решаются поставленные педагогические задачи.

В теории воспитания обычно выделяют систему воспитательной работы школы или другого образова­тельного учреждении и систему воспитательной деятельности педагога (классного руководителя). Систе­ма воспитательной работы школы состоит из следующих взаимосвязанных элементов: воспитание учащихся в процессе обучения; воспитание учащихся во внеучебной деятельности; стиль, тон отношений, морально-психологический климат в школьном коллективе. Воспитание учащихся во внеучебной деятельности в свою очередь состоит из внеклассной воспитательной работы, внешкольной воспитательной работы, взаимодействия школы и семьи; организации взаимодействия в социуме.

Система воспитательной деятельности педагога (классного руководителя) включает последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: целеполагающую, прогностическую, диагности­ческую, проектировочную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, коррекционную, рефлексив­ную (аналитическую) деятельности. Организаторская деятельность педагога предполагает организацию раз­нообразной деятельности учащихся, организацию детского коллектива, организацию индивидуальной, коррек-ционной работы с детьми, сотрудничества с родителями учащихся.

Каждый из этих структурных элементов системы воспитательной работы педагога (классного руководите­ля) предполагает использование общих или специфических методов воспитания. Например, диагностическая деятельность реализуется через комплекс исследовательских методов: тестирование, анкетирование, беседа, на­блюдение, метод независимых характеристик, изучение школьной документации и другие.

Воспитательная работа не ограничивается взаимодействием с учеником, она предполагает учет особенно­стей среды, окружающей ребенка, активное воздействие на эту среду, регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка и др. На основе общих принципов воспитания

Из народной мудрости

Если ты сделал добро — скрой; если тебе сделали добро — расскажи (араб.).

Следя за чужими манерами, исправляй свои (япон.).

237

в учебной педагогической литературе выделены принципы воспитательной работы как основного вида педагогической деятельности (см. схему 55).

Принципы воспитательной работы

Схема 55

Воспитательная работа педагога — основная составляющая воспитательного процесса. Другой его важнейшей составляющей является деятельность воспитанников.

7 4. Воспитывающая деятельность, требования к ее организации

Воспитание базовой культуры школьников происходит в процессе их совместной со взрослыми разнообразной по видам и формам ценностно-ориентационной, познавательной и практической деятельности. Отсутствие или преобладание какого-то одного вида деятель­ности делает процесс воспитания неэффективным. Кроме того, сама деятельность учащих­ся должна быть педагогически инструментована как воспитывающая (см. схему 56).

Раскроем требования к организации такой деятельности.

Включение учащихся в ту или иную деятельность является необходимым, но не доста­точным условием их эффективного воспитания. Само по себе вовлечение ребенка в трудо­вую деятельность не воспитывает положительное отношение к труду, просмотр спектакля не способствует эстетическому развитию ребенка, а чтение им книг не содействует будущей любви к чтению. В реальной педагогической практике деятельность учащихся нередко ли­шена личностно-значимых мотивов или, наоборот, наполнена иными мотивами, чем пред­полагает педагог.

Созидательность, на­личие качественного практического ре­зультата, осмысле­ние его значимости

Личностно-значимая мотивация

Формирование со­циальных мотивов, осознание своей роли в достижении резуль­тата деятельности

Организуется как коллективная и твор­ческая, обозначаются разные роли участ­ников

Воспитывающая деятельность

Z

Соблюдение культурных со­циальных норм (поведенческих, гигиенических, этических, эсте­тических, право­вых и др.)

Сочетание пред­метной деятель­ности с духовной деятельностью по осмыслению жизни

Разнообразная дея­тельность, в том числе ценностно-ориентационная

Схема 56

Дети нередко выполняют действия, предписываемые педагогом, и при этом не осознают объект своей деятельности как ценность жизни. Воспитывающей является только мотиви­рованная деятельность, так как в этом случае ребенок становится субъектом деятельности. Как справедливо утверждает Н. Е. Щуркова, недостаточно ответить на вопросы детей: «Что делать?», «Почему делать?», «Как делать?». Важно, чтобы ребенок ставил и отвечал на во­прос: «Зачем мне лично это делать?». Любые, даже социально-значимые действия, должны

В общественной деятельности ве­дущую роль игра­ет коллективная практическая за­бота об улучше­нии своей и окру­жающей жизни. В процессе та­кой заботы идет незаметное вос­питывающее воз­действие на каж­дого участника. (И. П. Иванов.)

Воспитание долж­но обеспечить сво­бодное и радост­ное развитие <...> человека. (И. Ф. Гэрбарт.)

Для записей

238

быть доведены до личностного смысла. Только осмысливая вместе с воспитанником личностный смысл проис­ходящего, педагог проживает вместе с ребенком ценностные отношения к миру. Не менее важно так организо­вать деятельность, чтобы она способствовала формированию социальных мотивов.

Еще одна важная черта педагогически организованной деятельности детей — это ее созидательность. Предмет­ный результат деятельности должен быть в наивысшей мере качественным относительно возраста и уровня развития детей. Педагог описывает предварительно продукт предстоящей деятельности, осмысливает его значение для жиз­ни человека вообще и для жизни каждого участника деятельности.

Для того чтобы учащиеся были субъектами деятельности, им необходимо осознать свою роль в достижении результата. Педагог ставит вопрос, предлагает высказать мнение, ведет диалог, но не дает готового решения. Он создает условия для свободного проявления «Я» каждого участника и свободного выбора поведенческих решений.

Деятельность детей должна быть разнообразной, в ней должны быть обозначены разные роли участников. Поэтому им предлагается инструкция, описывается объем работы, обозначается время и участки работы, отби­раются лучшие средства. В ходе деятельности соблюдаются все культурные социальные нормы (поведенческие, гигиенические, этические, эстетические, правовые и т. д.). Организация каждого вида деятельности должна подчиняться правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т. п.

Важно, чтобы предметная деятельность учащихся сочеталась с их духовной деятельностью по осмысле­нию жизни. Это требование может быть обеспечено только при условии организации любого вида деятельности как выражения соответствующего отношения учащихся к окружающему миру. Ни один вид воспитывающей деятельности не может обойтись без элементов ценностно-ориентационной деятельности. Последняя в свою очередь невозможна без обязательного переживания воспитанниками положительных эмоций, в том числе чув­ства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности.

Как показывает практика, воспитывающие возможности деятельности значительно возрастают, если она организуется как коллективная и творческая, направлена на удовлетворение потребностей общества и самих воспитанников, учитывает интересы всех ее участников. При условии соблюдения всех вышеперечисленных требований будет получен не только предметный результат деятельности, но и воспитательный в виде идеаль­ных изменений личности, то есть ее интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, а также поведения и деятельности.