3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
Целенаправленную профессиональную деятельность педагога школы или внешкольного образовательного учреждения, направленную на решение задач воспитания, называют воспитательной работой. Иначе говоря, это целенаправленная деятельность педагога или педагогического коллектива по организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых, в ходе которой решаются поставленные педагогические задачи.
В теории воспитания обычно выделяют систему воспитательной работы школы или другого образовательного учреждении и систему воспитательной деятельности педагога (классного руководителя). Система воспитательной работы школы состоит из следующих взаимосвязанных элементов: воспитание учащихся в процессе обучения; воспитание учащихся во внеучебной деятельности; стиль, тон отношений, морально-психологический климат в школьном коллективе. Воспитание учащихся во внеучебной деятельности в свою очередь состоит из внеклассной воспитательной работы, внешкольной воспитательной работы, взаимодействия школы и семьи; организации взаимодействия в социуме.
Система воспитательной деятельности педагога (классного руководителя) включает последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: целеполагающую, прогностическую, диагностическую, проектировочную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, коррекционную, рефлексивную (аналитическую) деятельности. Организаторская деятельность педагога предполагает организацию разнообразной деятельности учащихся, организацию детского коллектива, организацию индивидуальной, коррек-ционной работы с детьми, сотрудничества с родителями учащихся.
Каждый из этих структурных элементов системы воспитательной работы педагога (классного руководителя) предполагает использование общих или специфических методов воспитания. Например, диагностическая деятельность реализуется через комплекс исследовательских методов: тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, метод независимых характеристик, изучение школьной документации и другие.
Воспитательная работа не ограничивается взаимодействием с учеником, она предполагает учет особенностей среды, окружающей ребенка, активное воздействие на эту среду, регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка и др. На основе общих принципов воспитания
Из народной мудрости
□ Если ты сделал добро — скрой; если тебе сделали добро — расскажи (араб.).
□ Следя за чужими манерами, исправляй свои (япон.).
в учебной педагогической литературе выделены принципы воспитательной работы как основного вида педагогической деятельности (см. схему 55).
Принципы воспитательной работы
Схема 55
Воспитательная работа педагога — основная составляющая воспитательного процесса. Другой его важнейшей составляющей является деятельность воспитанников.
'Щ 7 4. Воспитывающая деятельность, требования к ее организации
Воспитание базовой культуры школьников происходит в процессе их совместной со взрослыми разнообразной по видам и формам ценностно-ориентационной, познавательной и практической деятельности. Отсутствие или преобладание какого-то одного вида деятельности делает процесс воспитания неэффективным. Кроме того, сама деятельность учащихся должна быть педагогически инструментована как воспитывающая (см. схему 56).
Раскроем требования к организации такой деятельности.
Включение учащихся в ту или иную деятельность является необходимым, но не достаточным условием их эффективного воспитания. Само по себе вовлечение ребенка в трудовую деятельность не воспитывает положительное отношение к труду, просмотр спектакля не способствует эстетическому развитию ребенка, а чтение им книг не содействует будущей любви к чтению. В реальной педагогической практике деятельность учащихся нередко лишена личностно-значимых мотивов или, наоборот, наполнена иными мотивами, чем предполагает педагог.
Созидательность, наличие качественного практического результата, осмысление его значимости
Личностно-значимая мотивация
Формирование социальных мотивов, осознание своей роли в достижении результата деятельности
Организуется как коллективная и творческая, обозначаются разные роли участников
Воспитывающая деятельность
Z
Соблюдение культурных социальных норм (поведенческих, гигиенических, этических, эстетических, правовых и др.)
Сочетание предметной деятельности с духовной деятельностью по осмыслению жизни
Разнообразная деятельность, в том числе ценностно-ориентационная
Схема 56
Дети нередко выполняют действия, предписываемые педагогом, и при этом не осознают объект своей деятельности как ценность жизни. Воспитывающей является только мотивированная деятельность, так как в этом случае ребенок становится субъектом деятельности. Как справедливо утверждает Н. Е. Щуркова, недостаточно ответить на вопросы детей: «Что делать?», «Почему делать?», «Как делать?». Важно, чтобы ребенок ставил и отвечал на вопрос: «Зачем мне лично это делать?». Любые, даже социально-значимые действия, должны
В общественной деятельности ведущую роль играет коллективная практическая забота об улучшении своей и окружающей жизни. В процессе такой заботы идет незаметное воспитывающее воздействие на каждого участника. (И. П. Иванов.)
Воспитание должно обеспечить свободное и радостное развитие <...> человека. (И. Ф. Гэрбарт.)
Для записей
быть доведены до личностного смысла. Только осмысливая вместе с воспитанником личностный смысл происходящего, педагог проживает вместе с ребенком ценностные отношения к миру. Не менее важно так организовать деятельность, чтобы она способствовала формированию социальных мотивов.
Еще одна важная черта педагогически организованной деятельности детей — это ее созидательность. Предметный результат деятельности должен быть в наивысшей мере качественным относительно возраста и уровня развития детей. Педагог описывает предварительно продукт предстоящей деятельности, осмысливает его значение для жизни человека вообще и для жизни каждого участника деятельности.
Для того чтобы учащиеся были субъектами деятельности, им необходимо осознать свою роль в достижении результата. Педагог ставит вопрос, предлагает высказать мнение, ведет диалог, но не дает готового решения. Он создает условия для свободного проявления «Я» каждого участника и свободного выбора поведенческих решений.
Деятельность детей должна быть разнообразной, в ней должны быть обозначены разные роли участников. Поэтому им предлагается инструкция, описывается объем работы, обозначается время и участки работы, отбираются лучшие средства. В ходе деятельности соблюдаются все культурные социальные нормы (поведенческие, гигиенические, этические, эстетические, правовые и т. д.). Организация каждого вида деятельности должна подчиняться правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т. п.
Важно, чтобы предметная деятельность учащихся сочеталась с их духовной деятельностью по осмыслению жизни. Это требование может быть обеспечено только при условии организации любого вида деятельности как выражения соответствующего отношения учащихся к окружающему миру. Ни один вид воспитывающей деятельности не может обойтись без элементов ценностно-ориентационной деятельности. Последняя в свою очередь невозможна без обязательного переживания воспитанниками положительных эмоций, в том числе чувства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности.
Как показывает практика, воспитывающие возможности деятельности значительно возрастают, если она организуется как коллективная и творческая, направлена на удовлетворение потребностей общества и самих воспитанников, учитывает интересы всех ее участников. При условии соблюдения всех вышеперечисленных требований будет получен не только предметный результат деятельности, но и воспитательный в виде идеальных изменений личности, то есть ее интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, а также поведения и деятельности.
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора