logo
КСР от Калач Микуле

2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания

«Психическим материалом» (Л. К. Колеченко) воспитания, то есть тем, что формиру­ется в процессе воспитания, является отношение личности к себе и к окружающему миру. В психологии под отношением личности понимают систему ее индивидуальных, избира­тельных, сознательных, оценочных связей с различными сторонами действительности (В. Н. Мясищев). Отношения личности характеризуют ее сущность, содержание, так как именно они определяют характер ее переживаний, мыслей, чувств, поведения. Особенное значение для развития индивида имеют ценностные отношения как связь с материальным или духовным объектом, имеющим для индивида личностный смысл, значимым для его жизни.

Личностно значимые (ценностные), ярко выраженные, устойчивые (проявляющиеся во многих жизненных ситуациях) отношения становятся основой соответствующих черт ха­рактера, качеств личности. Например, гуманное отношение к людям лежит в основе таких качеств, как доброта и отзывчивость; положительное отношение к труду — в основе тру­долюбия. Поэтому, формируя отношения личности, мы воспитываем и ее каче­ства (И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова и др.). Знание структуры личностного качества (см. схему 54) необходимо для педагога, так как структура качества личности определя­ет содержание воспитательной работы по его формированию. Во всех этих компонентах качества личности проявляются ее отношения к кому-либо или к чему-либо.

Потребность личности развивать у себя это ка­чество, выполнять соот­ветствующие правила по­ведения

Структура личностного качества

Определенные чувства, эмоции, оценки, сопро­вождающие проявления данного качества самой личностью или другими субъектами

Умения и навыки соот­ветствующего поведения, доведенные до уровня привычки

Знание об этом качестве и его проявлениях в по­ведении (нормы, правила поведения)

Способность к проявле­нию волевых усилий в со­блюдении соответствую­щих правил поведения

Схема 54

Своеобразие воспитания заключается в том, что формирование отношений личности к миру и себе происходит в процессе переживания ценностей и проживания этих от­ношений. Ценность, отношение «передать» как информацию невозможно. Они не могут быть усвоены логическим пониманием и запоминанием. Кроме того, воспитание отношений совер­шается в момент деятельной связи с объектом отношений. Например, трудолюбие воспитывает­ся в труде, человеколюбие — в реальных действиях по проявлению заботы о людях.

В сознании человека ценность принимает форму личностного смысла. Ценности вы­рабатываются самой личностью, а не воспринимаются от кого-то в готовом виде. Поэтому в процессе воспитания важно организовать ценностно-ориентационную деятельность уча­щихся и как самостоятельную деятельность, и как составную часть других видов деятель­ности (учебно-познавательной, игровой, трудовой).

Никто не стано­вится хорошим че­ловеком случайно. (Платон.)

Знания, умения и отношения на­полняют деятель­ность детей в про­цессе воспитания. Однако «отноше­нию» принадлежит приоритет, в то время как «зна­ние» и «умение» выполняют роль средства для фор­мирования, прояв­ления и развития отношений к миру. (Н. Е. Щуркова.)

Для записей

235

Рассматривая ранее проблемы цели и содержания педагогического процесса, мы пришли к выводу, что основной целью образования и, в частности, воспитания в общеобразовательной средней школе является базо­вая культура личности или культура отношений личности к себе и окружающему миру. Содержанием воспита­ния выступает система ценностей и ценностных отношений личности.

Каковы объекты отношений человека! Таковыми могут быть разнообразные стороны действительности: сам человек, другие люди (семья, учебная группа и т. п.); природа; мир вещей; труд и его результаты; наука, интеллектуальный труд; Родина, народ, нация; национальная культура в целом, искусство; культура других на­родов; религия; общество, политика, идеология и другие.

Ценностное, личностно значимое отношение к чему-либо или к кому-либо в психологии называют ценностной ориентацией личности. Поэтому содержание воспитания, предлагаемое в данном обществе, может перейти или не перейти в структуру сознания личности в виде ценностных ориентации. Можно сказать, что воспитание культуры отношений личности к себе и окружающему миру предполагает воспитание ее ценностных ориентации.

В воспитательной работе следует обращаться прежде всего к общечеловеческим ценностям: человек как высшая ценность, жизнь, природа, общество (перечисленное является важнейшими условиями бытия человека в этом мире). С ними связаны все другие социальные, нравственные, эстетические ценности. Кроме универ­сальных общечеловеческих ценностей у каждого человека есть свои индивидуальные ценности. Их также сле­дует учитывать, проводя воспитательную работу с учащимися.

В соответствии с закономерностями педагогического процесса, основным средством воспитания у школьников культуры отношений к себе и миру является совместная ценностно-ориентационная, познавательная и практи­ческая деятельность детей и взрослых, организуемая в самых разнообразных формах. В процессе деятельности и общения дети и взрослые проживают определенные ценностные отношения.

Каковы источники и средства воспитания! В самом общем виде это достижения материальной и духовной культуры. К ним относятся: наука, мораль (этика), искусство, материально-предметные ценности из всех этих сфер, а также персоналии.

Итак, воспитание культуры отношений личности к тем или иным ценностям (базовой культуры) есть совместный поиск взрослыми и детьми лучших образцов духовной культуры, нравственных образцов и выработка на этой основе своих собственных ценностей, норм и правил жизни. Личность, способная вырабатывать собственные ценности, способная определять цели, содержание, средства, условия своей деятельности, анализировать ее результаты, кор­ректировать свою деятельность и поведение, может быть охарактеризована как личность, способная к самоопределе­нию. Личность, обладающая культурой жизненного самоопределения, умеет выбирать смысл и стратегию жизни на основе освоенных ценностей культуры. Воспитание культуры жизненного самоопределения учащихся также являет­ся важнейшей целью их воспитания в средней общеобразовательной школе.