logo
КСР от Калач Микуле

2. Сущность профессии педагога, ее особенности

Профессией принято называть вид труда с определенной системой требований к человеку (Л. С. Роботова и др.). Профессия требует специальной подготовки и является источником существования.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квачифи-кацией. Например, профессия — учитель, специальность — учитель русского языка и литературы.

Педагогическая квалификация —уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, харак­теризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

В настоящее время в обыденной и научной речи используются два термина: «учитель» и «педагог». «Педагог — общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятель­ности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т. е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в других областях. К числу неформальных педагогов Moiyr быть отнесены родите­ли, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других» (Онушкин, В. Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онуш-кин, Е. И. Огарев. — СПб.; Воронеж, 1995. — С. 122). «Учитель — лицо, передающее другим освоенные им зна­ния, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле — должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе» (там же; с. 189).

Понятие «педагог» является родовым по отношению к остальным (воспитатель, учитель, преподаватель). Круг лиц, имеющих педагогическую профессию, велик: воспитатель детского сада, школьный учитель, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня, педагог дополнительного образования, преподаватель колледжа, вуза, института повышения квалификации, мастер производственного обучения и дру­гие. При всем различии педагогических специальностей у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры.

п К чему охота, к тому и смысл (рус).

Кто сам собой не управит, тот и других не наставит (рус).

В соответствии с известной классификацией профессий по предмету труда, предложенной Е. А. Климовым, профессия педагога относится к группе «человек — человек» (врач, продавец и т. п.). Предметом труда в данной группе профессий является взаимодействие (общение) с дру­гим человеком или его обслуживание. Цель педагогического труда — воспитание, обучение, развитие личности, а основное содержание — взаимоотношения с людьми.

Профессия педагога отличается от других профессий, входящих в группу «человек-человек» тем, что она относится одновременно и к классу преобразующих профессий, и к классу управ­ляющих профессий. Деятельность педагога направлена не только на становление и преобразо­вание личности, но и на управление процессом ее интеллектуального, эмоционального, духов­ного и физического развития. Таким образом, педагогическая профессия требует и человеко-ведческой, и специальной подготовки. Кроме того, эта профессия осуществляется в условиях повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь людей.

В профессии педагога заключено следующее важное для понимания ее сущности проти­воречие: с одной стороны, эта профессия одна из самых массовых, а с другой — орудиями труда для нее являются функциональные средства организма. Поэтому человеку, претен­дующему на эту профессию, важно иметь не только хорошее здоровье, но и необходи­мые для этой профессии задатки, которые разовьются в способности, а также в соответ­ствующие знания и умения. Подчеркнем, многое зависит от природных предпосылок, задатков, психологической готовности личности, от ее стремления хорошо выполнять социальные и профессиональные функции педагога.

Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности.

1. Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом про­шлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проекти­ровать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

2. «Объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащих­ся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, ценности и т. п., которые регулируют их дея­тельность и поведение. Взаимодействие между педагогом и учащимися есть не субъектно-объектное. а субъектно-субъектное.

3. Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер, так как-трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи в процесс и результат образования воспи­танника. В педагогике существует понятие совокупного субъекта педагогической деятель­ности (например, педагогический коллектив образовательного учреждения).

4. Профессиональная деятельность педагога многофакторна. Она проходит в природной и социальной среде, которая представляет мощный, чаще всего неуправляемый фактор раз­вития воспитанников. Педагогу приходится вести поиск благоприятных влияний среды, ис­пользуя их в своей работе, и «бороться» с неблагоприятными ее воздействиями.

5. Творческий характер педагогической деятельности. Эта особенность вытекает из того, что педагог постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, корректирует свои действия, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями, создает свою собственную педагогическую систе­му. В педагогической профессии не обойтись без таких качеств творческой личности, как инициативность, самостоятельность, стремление к познанию нового, наблюдательность, оригинальность и других.

6. Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической про­фессии — развития личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Гумани­стическое начало педагогической профессии находит выражение в таких качествах педаго­га, как уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях, щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры.

7. Отдаленность по времени результатов педагогической деятельности. Каким стал его ученик во взрослой жизни, оправдал ли надежды, учитель узнает много лет спустя.

8. Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учиться, пополняя свои знания и совершенствуя свое мастерство.

^щу 3. Социальные и профессиональные функции учителя

Во все времена выдающиеся деятели науки, искусства, образования высоко отзыва­лись о роли учителя в жизни общества. Например, выдающийся педагог К. Д. Ушинский (1824—1870), характеризуя общественное значение профессии учителя, подчеркивал, что его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории; на этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» {Ушинский, К. Д. Собрание со­чинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский. — М., 1951. — Т. 2. — С. 32). Социальные функции

Тот, кто мало знает, малому мо­жет и научить. (Я. А. Коменский.)

Учитель по опре­делению — чело­век, понимающий проблемы детей. (А. Адлер.)

Педагогическая профессия, будучи по природе своей творческой, пред­полагает хорошо развитое теоре­тическое мыш­ление педагога, ибо конкретные обстоятельст­ва воспитания всегда уникальны и неповторимы, и это означает невозможность применения име­ющегося набора практических умений без ана­лиза ситуации. (Н. Е. Щуркова.)

Для записей

профессии педагога изменяются вместе с развитием общества, но в них можно выделить нечто общее и по­стоянное для разных исторических эпох (см. схему 5).

Все эти социальные функции проявляются в комплексе и конкретизируются в профессиональных функциях педагога. Профессиональные функции педагога — это те, которые имеют непосредственное отношение к педа­гогической деятельности. К ним относятся:

Образовательная (воспитательная и обучающая) функция, которая в свою очередь реализуется через информационную функцию (учитель транслирует ту или иную информацию), развивающую функцию (педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т. д.), ориентирующую функцию (педагог ориентирует уча­щихся в многообразии информации, ценностях и т. д.).

Коммуникативная функция, выражающая сущностную характеристику педагогической профессии и педа­гогической деятельности. Педагогическая деятельность невозможна без общения с воспитанниками, их родите­лями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.

Организаторская функция. Педагогическая деятельность предполагает управление деятельностью уча­щихся, а значит, и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность коллег, родителей, собствен­ную деятельность (уроки, внеклассные дела и т. д.).

Исследовательская функция, которая реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу уча­щихся, уровень их обученности и воспитанности, организовывать и осуществлять педагогическое исследование.

п Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся.

п Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разраба­тывает задания учащимся и т. д.

Стимулирующая (мобилизационная) функция заключается в том, что педагог стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение заданий, упражнений, дел и т. п.

Очевидно, что все функции взаимосвязаны, дополняют, проникают друг в друга.

«Аккумулятор» социально­го опыта, хранитель и носи­тель многообразных челове­ческих ценностей. Передает их молодому поколению

Преемственное звено в це­пи поколений; связую­щее звено между про­шлым и будущим

Ускоритель (катализатор) общественного прогресса; способствует формирова­нию специалистов, владею­щих новыми прогрессивны­ми технологиями

Социальные функции педагога J

Лицо, уполномоченное об­ществом представлялъ мир молодежи перед старшим поколением. Может и спо­собен компетентно выска­зывать свои суждения по всем проблемам педагоги­ческой теории и практики

т

Формирует духовный мир молодежи в соответствии с ценностями общества

Специ&чист, оценивающий культуру общества, опыт общественных взаимоотно­шений и поведения людей. Выбирает тот материал, который будет полезен для использования в учебно-воспитательном процессе

Схема 5