logo search
КСР от Калач Микуле

2. Структура и основные характеристики педагогического процесса

Наряду с вышеназванными компонентами педагогической системы (педагоги, воспитанники, содержание образования, средства) в структуру педагогического процесса (схема 24) входят компоненты, порождаемые са­мой деятельностью субъектов педагогического процесса; цель, методы, формы и результаты педагогического процесса. Это переменные компоненты педагогического процесса, зависящие от субъектов педагогического процесса и их взаимодействия.

Взаимодействие педагогов и воспитанников

►цель и задачи

\

методы

J

формы —результаты

Средства (материальная база)

Содержание педагогического процесса

Схема 24

Существуют и другие подходы к определению структуры педагогического процесса (В. А. Смирнов и другие):

целевой — включает цели и задачи, реализуемые в определенных условиях;

п содержательный — определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний, отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения;

деятельностный — характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогиче­ского взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его со­держания;

результативный — достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса обеспе­чивает управление качеством педагогической деятельности;

ресурсный — отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и дру­гие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия.

Педагогический процесс организуется с ориентацией на определенные цели образования и для их реализа­ции. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает цель, которая ему внутренне прису­ща. Цель содержится в структуре деятельности педагога и учащихся, в содержании и средствах педагогического процесса.

Системность педагогического процесса связана с другой важной его характеристикой — целостностью (см. схему 25).

Основные характеристики педагогического процесса

Системность

т

Целостность

т

Двусторонность

Цикличность

Целенаправлен ность

Взаимосвязь с другими социальными процессами

Схема 25

В соответствии с современными взглядами ученых (И. П. Подласый, В. И. Смирнов, В. А. Сластенин и дру­гие) целостность педагогического процесса реализуется: 1) в единстве обучения, воспитания и развития (един­стве их целей, содержания, методов, форм, средств); 2) в единстве образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания); 3) в единстве функций педагогического процесса; 4) в реализации в содержании образования

Из народной мудрости

п Только тот истинно учен, кто хорошо поступает (рус). □ Не раб\ другому, што не люба самому (бел.).

всех компонентов опыта, накопленного человечеством (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально ценностных отношений к окружающему миру); 5) в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процес­сов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс; 6) в единстве деятель­ности образовательных учреждений, семьи, отдельных групп (коллективов) учащихся, общественных организаций, направленной на достижение общих целей образования; 7) в организации разносторонней (целостной) деятельности воспитанников, оказывающей воздействие на все сферы личности: рациональную, эмоционально-волевую, практическую (поведенческую); 8) в единстве преподавания и воспитательной работы как целостной пе­дагогической деятельности.

Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие его субъектов (педагогов и воспитанников). Вне этого взаимодействия педагогический процесс реально существовать не может. Это позволяет говорить о двустороннем характере педаго­гического процесса.

Исследователи (Т. А. Стефановская и другие) указывают, что педагогический процесс имеет циклический характер, и, следовательно, в нем можно выделить повторяющуюся по­следовательность этапов (циклов). Выделяют подготовительный, основной и заключитель­ный этапы. На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания педагогического процесса в соответствии с заданными целями. Суть второго, основного, этапа заключается в непосредственном осуществлении педагогического взаимодействия. Третий, заключительный этап завершает цикл педагогического процесса посредством ана­лиза достигнутых результатов.

Педагогический процесс и педагогические системы, в которых он осуществляется, нераз­рывно связаны с другими социальными процессами: экономическим, политическим, ду­ховным и т. д. Определенное влияние на педагогический процесс оказывают также внешние условия: природно-географические, общественные, производственные, культурные и другие.