logo search
КСР от Калач Микуле

2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____

Общественно ценные цели воспитания изменчивы и динамичны, носят исторический ха­рактер. Они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического прогресса. Цели образования зависят также от характера политического и правового устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук, педагогической теории и практики, педагогической культуры общества в целом и других факторов.

В разные исторические эпохи были, например, такие социальные идеалы (эталоны), как «спартанский воин», «добродетельный христианин», «общественник-коллективист», «энергичный предприниматель» и другие. В настоящее время идеалом общества являет­ся гражданин, патриот своей страны, профессионал-труженик, ответственный семьянин. Обществом востребованы такие качества личности, как интеллектуальная культура, про­фессиональная компетентность, деловитость.

На определение государством социального заказа в области образования большое влияние оказывают общемировые тенденции в решении этого вопроса. Все страны, подписывавшиеся под Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), в том числе и Беларусь, учитывают те статьи Конвенции, в которых речь идет о целях образования. В Конвенции указывается, что образова­ние ребенка должно быть направлено на развитие его талантов, умственных и физических спо­собностей в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовку ребенка

Если нет цели, не делаешь ниче­го, и не делаешь ничего великого, если цель ничтож­на.

(Д.Дидро.)

Воспитание име­ет целью сде­лать человека са­мостоятельным существом, то есть существом с самостоятель­ной волей.

(Гегель.)

Задачей воспита­теля и учителя остается при­общить всякого ребенка к общече­ловеческому раз­витию и сделать из него челове­ка раньше, чем им овладевают гражданские от­ношения.

(А. Дистервег.)

Целью всякого вос­питания должно быть создание дея­тельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. (В. М. Бехтерев.)

Для записей

к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и жен­щин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами; воспитание уважения к окружающей природе.

Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в законе Республики Беларусь «Об образовании» (в ред. от 2002), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) и других директивных документах в области образования. Например, в соответствии с законом «Об образовании в Республике Беларусь» целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспи­тание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культу­ры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Проблема цели воспитания многие века занимала умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал во­площал в себе гармонию телесной и духовной красоты. Философ Платон утверждал: не только должно быть обучено тело, но оно должно слушаться «благородной души». Античное воспитание—это и воспитание нравственности. Его ценностями являлись добродетель, благонравие, стремление стать совершенным гражданином.

Зародившись в Древней Греции, идея гармоничного сочетания внешних физических и внутренних ду­ховных достоинств человека стала выполнять функцию идеала, цели воспитания. Однако содержание тол­кования идеи всестороннего и гармонического развития личности человека было в разные эпохи различ­ным. Так, в системе афинского воспитания эта идея реализовалась через единство умственного, нравствен­ного и физического воспитания. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения (XIV—XV вв.) также видели цель воспитания в единстве умственного, нравственного, физического, эстетического развития и не связывали ее с трудовым воспитанием. О всестороннем развитии человека в процессе соединения обучения с произво­дительным трудом мечтали социалисты-утописты, педагоги-марксисты. Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего формирования личности связано со становлением общества, основанного на машинном производстве. Всестороннее гармоническое развитие личности ставилось в качестве цели воспи­тания в педагогике советского периода. Эта идея сохраняет свою привлекательность до сих пор, в частности в связи с развертыванием информационных технологий. Ряд ученых-педагогов (И. Ф. Харламов, Б. Т. Лиха­чев, И. П. Подласый и другие) утверждают, что в качестве цели-идеала идея формирования всесторонне и гармонично развитой личности всегда будет сохранять свое значение, духовную ценность.

Не отрицая этого, большинство педагогов придерживаются того мнения, что данная цель в совре­менных социально-экономических условиях не является реально достижимой. Кроме того, в одном че­ловеке не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности. Поэтому в настоящее время цель-идеал воспитания трактуется педагогами как формирование разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие. «Гармоническое развитие имеет в виду установление соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей природой, социальной средой и самим собой» (И. И. Прокопьев).

Эта идея нашла отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Бе­ларусь» (2006), согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Эта заданная обществом цель предполагает решение следующих задач:

п формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государствен­ной идеологии;

□ подготовка к самостоятельной жизни и труду;

□ формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

□ овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

□ формирование культуры семейных отношений;

□ создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

) 3. Цели образования в современной школе

Исходя из общественно значимой цели (идеала) определяются цели образования в реальных педагогических си­стемах. Для общеобразовательной школы и ее различных типов стратегическая цель педагогического процесса может быть сформулирована как формирование базовой культуры личности. Под базовой культурой личности понимают уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и окружаю­щему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций. Компетенция—сплав знаний, умений, опыта, личностных свойств (отношений) человека, которые характеризуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.

В качестве компонентов базовой культуры личности в вышеупомянутой Концепции обозначены: граждан­ская культура, политическая культура, правовая культура, информационная культура, нравственная культура,

Из народной мудрости

п Птице — крылья, человеку — разум (рус). □ Дружные сороки и гуся утащат (рус). п Не топор тешет, а человек (рус).

эстетическая культура, экологическая культура, культура безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, культура трудовой и профессиональной деятельности, культу­ра умственного труда, психологическая культура, культура социального взаимодействия, семейно-бытовая и досуговая культура.

Воспитание базовой культуры личности предполагает формирование разнообразных от­ношений личности к себе и окружающему миру (к окружающим людям, обществу, государ­ству, Родине, природе, труду, предметам материального мира и т. п.). Если эти отношения проявляются во взглядах, чувствах и поведении личности на достаточно высоком уровне, то говорят о культуре отношений личности к себе и окружающему миру или об отдельных компонентах этой культуры.

Для постепенного достижения общей цели педагогического процесса в том или ином об­разовательном учреждении педагог выделяет для каждого возрастного периода конкретные ведущие задачи воспитания и обучения (задачи-доминанты), предварительно осуществив диа­гностику уровней воспитанности и обученности учащихся. Наиболее эффективным является определение задач воспитания и обучения на индивидуальном (личностном) уровне и составле­ние соответствующих индивидуальных программ воспитания и обучения.

Постановка целей и задач педагогического процесса должна отвечать следующим об­щим требованиям:

а соответствие целей и задач потребностям государства и общества, их требованиям; п соответствие целей и задач потребностям и возможностям самой растущей личности;

□ диагностичность целей (измеримость результатов педагогического процесса);

□ технологичность целей и задач, т. е. наличие педагогических технологий для их осу­ществления;

□ наличие социальных, экономических, материальных и иных условий для реализации поставленных целей и задач.