logo search
КСР от Калач Микуле

4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь

Тенденции в развитии содержания современного образования связаны со стремлением общества реализовать на практике новую образовательную парадигму, нацеленную на фор­мирование у обучающихся способности к самоопределению во всех сферах своей жизне­деятельности, умений самостоятельно добывать знания, применять их в новых условиях.

В настоящее время наблюдаются следующие тенденции совершенствования содержа­ния образования:

Гуманитаризация и гуманизация содержания образования, сущность которых заклю­чается в обращении к мировой и национальной культуре, истории, духовным ценностям, искусству, художественному творчеству; в личностно ориентированной направленности содержания образования; в индивидуализации педагогического процесса и т. п. Гумани­таризации содержания образования способствуют увеличение в учебных планах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учеб­ных предметов естественнонаучного цикла.

Разработка и реализация деятельностного содержания образования, способству­ющего усвоению учащимися не только готовых знаний, но и способов мышления и дея­тельности; развитию способностей к жизни и работе в условиях быстро изменяющегося окружающего мира; формированию готовности к постоянному самообразованию и само­совершенствованию. Наблюдается стремление к неразрывному единству в содержании об­разования двух компонентов: ориентирующего в культуре и творчески-деятельностного. Это, в частности, достигается сочетанием фундаментальности содержания образования и его практической направленности.

Открытость и вариативность содержания образования (выбор учащимися различ­ных вариантов учебных курсов и видов деятельности), дифференциация образовательного процесса, обеспечивающие развитие учащихся в соответствии с их возможностями, склон­ностями, интересами.

Постепенное уменьшение обязательных предметов и занятий и увеличение предме­тов, занятий, видов деятельности по выбору.

Включение в содержание образования интегрированных курсов, способствующих соз­данию у школьников целостной картины мира.

Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой сис­темы образовательных стандартов в соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции от 19.03.2002). «В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, до­кументам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учеб­ной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования» (статья 11). Государство определяет стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях образования. Это дает возможность осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, диагностировать

результаты образования, обеспечивать единый уровень общего образования, получаемого в разных типах обра­зовательных учреждений. Кроме того, реализация стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ; нормализации учебной нагрузки; форми­рованию у учащихся положительной мотивации учения благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; принятию обоснованных управленческих решений и т. п.

Все вышесказанное позволяет выделить функции образовательных стандартов: социального регулирова­ния, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.