logo search
КСР от Калач Микуле

4. Целеполагание как вид деятельности педагога

Целеобразование и целеполагание — неотъемлемая часть профессиональной деятель­ности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений. Педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микро­социальном, межличностном и личностном уровнях. Цели и задачи педагогического про­цесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: цели и задачи обуче­ния, цели и задачи воспитания, цели и задачи развития.

В контексте технологического подхода цель — это норма, предписывающее представ­ление о результате или образ желаемого результата. М. В. Кларин охарактеризовал воз­можные (типичные) способы постановки задач, встречающиеся в школьной практике (см. таблицу 6).

Таблица 6

Способ постановки задач

Описание способа постановки задач

Определение задач через изучаемое содержание

Указывается та область знаний, которая изучается на уроке (например: «изучить содержание глав произведе­ния или изучить правило русского языка»). Этот способ не позволяет в дальнейшем судить о том, насколько эти задачи решены

Определение задач через деятель­ность учителя

Учитель планирует собственную деятельность («позна­комить учащихся с...; объяснить...; продемонстриро­вать...»). Не предусматривается указание на результаты обучения

Постановка задач через внутренние процессы личностного развития ученика

Такой способ («формировать умение наблюдать, анали­зировать или развивать интерес к...») возможен для по­становки задач в процессе изучения крупной темы, раз­дела учебной программы. В таких задачах нет конкрет­ности

Постановка задач через учебную деятельность ученика

Не указываются результаты обучения: анализ содержа­ния произведения, выполнение упражнений на шведской стенке и т. п.

Формулировка задач обучения как ожидаемых (промежуточных) ре­зультатов обучения, выраженных в действиях ученика

Наиболее технологичный способ в случае, если учитель или другой эксперт может надежно опознать результаты обучения

Ни одно действие педагога не долж­но стоять в сто­роне от постав­ленных целей. (А. С. Макаренко.)

Педагог стано­вится стратегом воспитания, если хорошо владеет целеполаганием, глубоко осознает содержание цели воспитания. (Н. Е. Щуркова.)

Реализуемые шко­лой цели обучения <...> только тогда приобретают для учащихся реальный смысл, когда связы­ваются с конкрет­ными и легко пони­маемыми задачами, которые ставит перед ними школь­ная работа на уро­ках, во внеклассное время, дома, в рабо­те на ближайшие недели и месяцы.

(В. Оконь.)

Для записей

140

В любом случае цель и задачи урока должны быть четко и лаконично сформулированы. Они должны по воз­можности отражать предполагаемые изменения в знаниях учащихся, в их отношениях к миру и себе, в практи­ческих умениях и навыках. Эффективность урока в целом оценивается в первую очередь по тому факту, в какой степени решены задачи урока.

Практическую работу по целеполаганию учитель начинает с определения главной дидактической це­ли урока. Для ее постановки необходимо осуществить анализ содержания учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Дидактическая цель зависит от типа урока. Если урок вводный, то возможная цель формулируется: «Датьобщее представление о...»; урок изучения новых знаний: «Изучить...»; урок закрепления знаний, формирования умений и навыков: «Закрепить ... знания, сформировать ... умения,... на­выки»; урок обобщения и систематизации знаний: «Обобщить знания, привести их в систему»; урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков: «Определить уровень усвоения знаний, умений, навыков и их применения».

Главная дидактическая цель урока предполагает постановку и решение задач обучения, воспитания, разви­тия. Задачи обучения заключаются в овладении учащимися системой знаний, основами научного мировоззре­ния, практическими умениями и навыками. Задачи воспитания направлены на формирование положительного отношения к знаниям, процессу учения, познанию в целом; отношений к миру и себе, выражающихся в идеях, взглядах, убеждениях, качествах, оценках, самооценках личности; приобретение опыта поведения. Задачи раз­вития содействуют: формированию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, коммуникативной культуры, осу­ществлению самоконтроля и самооценки, становлению и развитию личности в целом.

В процессе целеполагания следует также учитывать формулировки учебных целей и задач, предложенные в об­разовательных стандартах (учебных программах), утвержденных Министерством образования РБ. В образователь­ных стандартах цели изучения учебной дисциплины разрабатываются как иерархия требований к базовому, повы­шенному и углубленному уровням подготовки учащихся и задаются как планируемые результаты обучения.

И. П. Подласый указывает на следующие требования к формулировке задач урока на основе главной дидак­тической цели урока:

□ разбить общую цель урока на составные части;

□ каждую часть цели обозначить как отдельную задачу;

□ задачи определяются так, чтобы они не перекрывали друг друга и не повторялись;

□ задачи учителя трансформируются в задачи учеников;

□ задачи должны быть сформулированы кратко и однозначно.

Не менее сложной является для учителя проблема согласования целей и задач своей деятельности с целями и задачами ученика. Цели и задачи урока, проектируемые учителем, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил, понятны ему, очевидны в своем значении, с интересом и охотой усвояемы» (С. И. Гессен). Ученик не может хорошо учиться, если он не осознал и не принял цели и задачи деятельности на уроке как свои собственные. Вопрос о том, как цель, поставленная учителем, «присваивается» учениками и становится их соб­ственной целью, еще очень далек от разрешения.

В младшем школьном возрасте цели должны носить жизненно-практический характер. В старшем — со­образовываться с наклонностями отдельных учеников, быть индивидуализируемыми. Чтобы ученик сформу­лировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и умений.

Так как цель, задачи, средства их решения и результат являются общими для учителя и для учащегося, то формулировки могут предусматривать вариант совместной деятельности учителя и учащегося. Например, учи­тель говорит: «На данном уроке (занятии, диспуте и т. п.) мы с вами попытаемся ответить на вопрос...; разо­браться в проблеме...; попробуем обобщить, систематизировать...; будем учиться (или научимся) самостоятель­но исследовать...» и т. п. Согласование целей предполагает перевод педагогом учебных и воспитательных целей в цели деятельности ученика. Умение согласования целей и задач субъектов деятельности на уроке является одним из показателей педагогического мастерства.

Даже самая совершенная система целей и задач обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последователь­ность выполнения ими отдельных действий.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «цель педагогического процесса». Как данное понятие соотносится с понятием «задача педаго­гического процесса»?

2. Чем обусловлен разноуровневый характер целей и задач педагогического процесса? Охарактеризуйте уровни целе­полагания в образовании.

3. Какие воспитательные идеалы общества наблюдались в разные исторические эпохи? Как развивалась идея всесто­роннего гармонического развития личности в истории педагогики?

Из народной мудрости

Всяк человек своему счастью кузнец (рус).

п В работе язык не в зачет: кто работает, тому и почет (рус).

Добрая слава дороже богатства (рус).

4. Каков современный социальный заказ общества? Приведите примеры трактовок целей образования в директивных документах.

5. Обоснуйте актуальность формирования базовой культуры личности как цели образования в средней школе. Назовите компоненты базовой культуры личности.

6. Охарактеризуйте способы постановки задач обучения и воспитания, встречающиеся в школьной практике.

7. Предложите пути решения проблемы согласования целей и задач педагога с целями и задачами учащихся.

Глоссарий

Цель педагогического процесса предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.

О Задача педагогического процесса ближайшая, тактическая цель.

П Базовая культура личности уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навы­ков, отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций.

Компетенция совокупность знаний, умений, опыта, личностных свойств (отношений) человека, которые характери­зуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.