6. Критерии выбора методов обучения
Важной проблемой для учителя является выбор оптимального сочетания методов и приемов в конкретной педагогической ситуации. Этот выбор не является произвольным. Осуществляя его, педагог должен учитывать многие зависимости. Назовем те из них, которые выполняют функции критериев.
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Я. А. Коменский.)
Чтобы ваша лекция была интересной для слушателей, она прежде всего должна быть интересной вам самому. (Д. С. Лихачев.)
Для записей
□ Закономерности и принципы педагогического процесса.
□ Цели и задачи педагогического процесса в целом, а также цели и задачи конкретного урока или воспитательного мероприятия.
□ Содержание изучаемой учебной дисциплины и отдельного урока (цикла уроков).
□ Время, отводимое на изучение того или иного учебного материала.
□ Материально-технические и средовые условия обучения.
□ Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, в том числе особенности их психофизического развития.
□ Уровень обученности учащихся, уровень сформированности и особенности их мотивации к учебно-познавательной деятельности.
□ Уровень развития учебной группы (детского объединения), стили педагогического руководства и педагогического общения.
□ Возможности и индивидуальные особенности педагога (уровень развития профессионально-педагогической культуры, методического мастерства, опыт практической работы, личностные качества, способности, интересы и др.).
□ Тип и структура урока, формы организации деятельносги учащихся, содержание их домашней работы и т. д.
Искусство выбора методов обучения и воспитания заключается в отборе и компоновке методов, целесообразных и соответствующих системе работы педагога. Возможность применения того или иного метода диктуется целесообразностью его применения. При этом необходимо знать и учитывать, что каждый из них развивает и формирует. Например, словесные методы успешнее развивают словесно-логическое мышление, репродуктивные методы — практические умения, проблемно-поисковые методы — самостоятельность мышления, творческие умения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте содержание понятий «метод обучения», «прием обучения».
2. Что понимают под классификацией методов обучения? По каким признакам (основаниям) можно осуществлять классификацию методов обучения?
3. Назовите и охарактеризуйте группы методов обучения согласно классификации Ю. К. Бабанского.
4. Каковы отличительные особенности словесных методов обучения? Охарактеризуйте более подробно два-три из них (по выбору).
5. Раскройте функции наглядных и практических методов обучения. Каковы условия их эффективного применения? Охарактеризуйте те из них, которые наиболее часто используются педагогами и учащимися на уроках, соответствующих вашей специальности.
6. Назовите методы обучения, специально направленные на стимулирование и мотивацию деятельности и поведения учащихся. Дайте краткую характеристику игровых методов обучения.
7. Назовите виды, формы и методы педагогического контроля, которые традиционно применяются в общеобразовательной школе.
8. Что понимают под процессом оценивания деятельности учащихся и педагогов? Определите понятия «оценка» и «отметка».
9. Каковы основные требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся? Охарактеризуйте функции процесса оценивания.
10. Обоснуйте критерии выбора педагогом методов обучения. Почему этот выбор не может быть произвольным?
Глоссарий
□ Метод педагогического процесса (обучения, воспитания) — способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач педагогического процесса (обучения, воспитания, развития).
□ Классификация методов педагогического процесса (обучения, воспитания) — подразделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию).
□ Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный метод обучения — метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде.
□ Репродуктивный метод обучения —метод обучения, основным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя.
□ Метод проблемного изложения — метод, в рамках которого учитель ставит проблему и показывает пути ее научного или практического (экспериментального) решения.
□ Частично-поисковый, или эвристический метод—метод, используя который учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач.
□ Исследовательский метод —метод организации самостоятельной поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, нахождению новых способов решения или доказательств.
□ Словесные методы — методы педагогического процесса, характеризующиеся тем, что учитель с помощью слова сообщает информацию, а учащиеся ее воспринимают с помощью слуха.
Из народной мудрости
□ Уча — учи поступками, а не словами (античный афоризм).
□ Наглядные методы —методы, при использовании которых основным источникам информации выступает не слово, а различного рода объекты, явления, наглядные или технические средства.
□ Практические методы — способы организации практической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания.
П Игровые методы — способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступной определенному возрасту форме.
П Педагогический контроль — процедура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, ее результатах; установления степени достижения целей обученш и воспитания; проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств.
О Методы контроля в обучении — способы выявления результатов учебно-познавательной деятельности учащихся и преподавания.
□ Процесс оценивания деятельности учащихся — взаимодействие педагога или технической системы с учащимися, в результате которого появляется парциальная или/и количественная оценка (отметка).
□ Парциальная оценка — вербальные или невербальные реакции учителя, отражающие эмоционально-оценочное отношение учитепя к работе ученика.
□ Отметка — результат процесса оценивания, количественный показатель оценки результатов учебной деятельности учащихся, который фиксируется в документах.
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора