logo search
КСР от Калач Микуле

Тема 1.15

Современные средства обучения Рациональная организация учебной деятельности учащихся

Применение средств обучения обеспечивает более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствует повышению качества обучения. _Н. М. Шахмаев

Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «средства обучения», «технические средства обучения», «учеб­ник», «мультимедиа», «рационализация деятельности», «самоорганизация»;

□ знать назначение и уметь раскрывать функции различных дидактических средств, уметь осуществлять их классификацию;

□ знать и уметь обосновать требования к учебникам и учебным пособиям, уметь анализировать учебники и учебные пособия (по специальности) с точки зрения этих требований;

□ знать, уметь характеризовать и применять современные технические, в том числе компьютерные средства обучения; I □ понимать и уметь раскрывать сущность рациональной организации учебной деятельности учащихся;

п знать и уметь характеризовать методы самоорганизации учебной деятельности, уметь применять их в своей учебной деятельности.

Основные вопросы

j 1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика.

! 2. Требования к учебникам и учебным пособиям.

3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства.

j 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельно­сти школьников.

5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся.

j Ejjg) Понятия темы_

Средства обучения, технические средства обучения, учебник, учебное пособие, компьютеризированное обуче­ние, мультимедиа, учебная деятельность, рационализация учебной деятельности, самоорганизация учебной деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Лозицкий, В. А. Комплексное применение электронных и традиционных средств обучения / В. А. Лозицкий // Адукацыя i выхаванне. — 2008. — № 8. — С. 50—55.

2. Михайлова, Н. С. Самообразовательная деятельность : сущность и механизмы управления / Н. С. Михайлова // Юраванне у аду кацьп.—2007. — № 1. — С. 28—37.

3. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. — Минск : ТетраСистемс, 2002. — 544 с.

4. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Изд. центр «Академия», 2002. — С. 276—277.

5. Степаненков, И. К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2007. —С. 185—199.

6. Степаненков, Н. К. Рациональная организация образовательной среды учащихся / Н. К. Степаненков // Аду­кацыя i выхаванне. — 2007. — № 1. — С. 48—52.

^ ? 1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика

Педагогическими средствами называют материальные объекты, предназначающиеся для организации и осу­ществления педагогического процесса (по Л. Д. Столяренко). Соответственно, средства обучения — предметное

обеспечение учебного процесса. Это предметы, которые в учебном процессе выполняют роль сенсомоторных стимулов, воздействующих на органы чувств учащихся и облегчающих им непосредственное или косвенное познание мира (В. А. Сластенин). К средствам обучения относят учебные и наглядные пособия, демонстраци­онные устройства, технические средства, учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, авто­матизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания и др.).

Дидактические средства выполняют мотивационную, информационную, оптимизационную функции и функцию управления процессом обучения (Р. Фуш, К. Кроль). Эти функции чаще всего выступают вместе, при этом на опреде­ленных этапах обучения какая-либо из них может являться доминирующей.

Дидактические средства подразделяются на средства для учителя и учащихся. Первые — это предме­ты, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые — индивиду­альные средства учащихся, с помощью которых они осуществляют учебно-познавательную деятельность (учебники и учебные пособия, письменные принадлежности и т. д.).

Существуют различные классификации средств обучения. Рассмотрим классификацию, в основе которой находится чувственная модальность (см. схему 46).

Средства обучения

Визуальные (зрительные или наглядные)

Аудиальные (слуховые)

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые)

Схема 46

Визуальные средства — оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты; среди них выделяют натуральные (природа, реальные предметы), объемные (муляжи, геометрические тела, макеты различных объ­ектов), изобразительные (карты, фотографии, картины), символические (рисунки, иллюстрации), графические (графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и т. д.) средства.

Аудиальные средства: радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и др.

Аудиовизуальные средства: кино- и видеотехника, компьютеры.

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения, когда они используются в тес­ной связи с его другими компонентами. Подбор дидактических средств зависит от материальной базы школы, поставленных целей урока, запланированных методов учебной работы, возраста учащихся, особенностей от­дельных учебных предметов.

Следует отметить, что понятие «средства обучения» имеет и более широкий смысл. В этом случае под сред­ствами обучения понимают все, что способствует достижению целей образования: совокупность форм, мето­дов, содержания образования и специальных дидактических средств. Классификация средств обучения в таком понимании представлена в таблице 12 (по Б. Б. Айсмонтасу).

Таблица 12

Идеальные средства

Материальные средства

На уровне всего процесса обучения

Система обучения

Кабинеты для обучения

Методы обучения

Библиотеки

Система общешкольных требований

Столовые, буфеты

Медицинский кабинет

Помещения для администрации и педагогов

На уровне предмета

Учебные компьютерные программы

Учебники и учебные пособия

Система условных обозначений в различных

Дидактические материалы

дисциплинах (математические символы, нот­ная грамота и др.)

Методические разработки по предмету

Книги-первоисточники

На уровне урока

Произведения искусства

Тексты из учебника и других книг

Средства наглядности (схемы, чертежи)

Упражнения из учебников, задачников и др.

Знаковая система устной и письменной речи

Тестовый материал

Из народной мудрости

Добрая дарога — карацейшы шлях (бел.). п Сушыць не работа, а турбота (бел.).

208

Продолжение табл. 12

Идеальные средства

Материальные средства

Организационная деятельность учителя

Средства наглядности (макеты, модели)

Квалификация и культура учителя

Технические средства обучения

Формы организации работы на уроке

Лабораторное оборудование