4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
Урок-экскурсия — конкретная форма обучения, предполагающая выход учащихся на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства и других) для непосредственного ознакомления с ними. В зависимости от решаемых дидактических задач различают экскурсии разных видов: вводные (проводятся перед непосредственным изучением нового материала); текущие; итоговые (контроль и закрепление изученного материала). По предметному содержанию экскурсии подразделяются на производственные, краеведческие, естественнонаучные, историко-литературные и др. Кроме того, проводятся комплексные экскурсии, которые позволяют изучать отдельные объекты в их целостности и дают информацию по нескольким учебным дисциплинам.
Этапы проведения экскурсий: предварительная подготовка; выезд к изучаемому объекту; обработка материалов экскурсии и итоговая беседа по ее результатам.
Урок-лекция — форма организации обучения, в ходе которой педагог последовательно и системно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал. Структура лекционного занятия: вводная часть (ознакомление с темой, задачами, планом, рекомендуемой литературой); основная часть (раскрытие темы); заключительная часть (выводы и обобщения).
Урок-семинар — форма обучения, важным компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой
Каждый слышит лишь то, что понимает
(И. Ф. Гэте.)
Все уроки нужно давать молодым людям в форме действий, а не слов. Пусть они не учат из книг того, чему можно научить их из опыта.
(Ж. Ж. Руссо.)
Учителя сначала должны научить ребенка учиться, а потом уже поручить это дело ему самому. (К. Д. Ушинский.)
...перегрузка домашними заданиями воспитывает учащихся недобросовестными. (П. П. Блонский.)
Для записей
и последующее активное обсуждение проблемы под руководством педагога. Задачами семинара являются углубление и систематизация теоретических знаний учащихся, контроль их усвоения, обсуждение творческих работ учащихся и другие. Виды уроков-семинаров: семинары-конференции, семинары-консультации, коллоквиумы, семинары-зачеты.
Практические занятия направлены на формирование определенных практических умений и навыков в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла, трудовой и профессиональной подготовки учащихся. Обычно проводится в мастерских, лабораториях и учебных кабинетах. Практикум — вид практических занятий тренировочного характера. В ходе таких занятий учащиеся упражняются в решении познавательных задач, в специальных способах профессиональной деятельности или овладевают научной терминологией.
Лабораторная работа — практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с небольшой группой учащихся. Обычно она направлена на овладение методами и средствами экспериментально-практического исследования, развитие творческих (исследовательских) умений учащихся, формирование умений применять теоретические знания в процессе решения практических задач. Структура лабораторной работы включает: обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы учащихся; выполнение задания учеником или группой; консультация учителя; обсуждение и оценка учащимися полученных результатов; письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания; контрольное собеседование учителя с представителями учебных групп. Лабораторные работы по определенной учебной дисциплине обычно объединяются в единую систему, образуя «лабораторный практикум».
Урок-дидактическая (деловая) игра — форма организации обучения, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся по специально разработанному игровому сценарию, моделирующему определенный опыт человеческой деятельности.
Одной из тенденций развития конкретных форм обучения является появление в методическом арсенале творчески работающих учителей так называемых нестандартных уроков. Примерами таких уроков являются: урок-путешествие, урок-соревнование, урок творчества, урок-сказка, урок-аукцион знаний, урок-концерт, урок-конференция и другие. Нестандартным урокам свойственны творчество, импровизация, вариативность структуры, увлеченность педагога и учащихся совместной творческой деятельностью.
В настоящее время в практике школ получили распространение курсы по выбору (факультативы), ориентированные на работу с детьми, хорошо успевающими по отдельным учебным предметам. Для работы с такими детьми организуются также занятия в кружках и клубах по интересам. Для неуспевающих учащихся организуются консультации, поддерживающие и стимулирующие занятия по предмету.
Наряду с постоянно действующими формами организации обучения большое значение имеют такие эпизодические формы, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и другие. Важнейшей формой организации учебно-познавательной деятельности школьников является домашняя работа.
Домашняя учебная работа — самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителя. Домашняя работа является продолжением и дополнением работы учащихся на уроке. Она способствует осмыслению, углублению знаний учащихся по теме урока; приучает их к самостоятельному мышлению и формирует умение применять полученные знания. Кроме того, правильно организованная домашняя работа приучает учащихся ответственно относиться к своим обязанностям, формируя у них волевые качества, положительное отношение к учебному труду.
В ходе выполнения домашнего задания решаются разные задачи: закрепление и углубление теоретических знаний; формирование умений и навыков, привычек поведения; применение знаний в стандартной ситуации; обобщение и систематизация знаний; подготовка к усвоению нового учебного материала; творческое применение изученного материала в нестандартной ситуации; усвоение нового материала (опережающее домашнее задание) и другие. При проведении инструктажа по выполнению домашнего задания используются разные способы: указание на аналогии, объяснение на примере, анализ «подводных камней», с которыми могут столкнуться учащиеся, разбор сложных ситуаций (предупреждение о возможных трудностях и их устранении). Можно предложить учащимся различные памятки, инструкции. Не менее важно индивидуализировать домашние задания по характеру, объему, уровню сложности и срокам исполнения. Для этого можно давать задания-минимум для всех и задания-максимум для учеников с повышенным интересом к предмету. Практикуются также задания по желанию (по выбору).
^? 5. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности
Требования к уроку в дидактике подразделяют на дидактические, воспитательные и развивающие, организационные и гигиенические (таблица 11, с. ПО). В современной теории и практике образования выделяют следующие пути повышения эффективности урока:
Из народной мудрости
□ Усердие без знаний — не польза, а беда (англ.)
□ Учили волка «Отче наш», а волк: «Барашек, барашек!» (дат.).
□ Углубление, обобщение, повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в процессе овладения новым учебным материалом и его практическим применением.
п Связь с жизнью, практической деятельностью учащихся, их субъективным опытом.
□ Включение элементов поисковой, исследовательской деятельности учащихся.
□ Вооружение школьников способами познавательной деятельности, общеучебными умениями (учиться выделять главное, работать с книгой и др.).
□ Отход от традиционной структуры комбинированного урока, разнообразие структур урока в зависимости от дидактических целей и задач урока, проведение нестандартных уроков.
п Создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся между собой.
п Диагностика уровня обученности и воспитанности учащихся, их способностей, интересов и т. д., что позволит осуществлять личностно ориентированное обучение.
□ Применение разнообразных методов и технологий обучения.
□ Сочетание урока с другими формами обучения: домашней работой, факультативами и предметными кружками, практикумами и семинарскими занятиями, экскурсиями, консультациями и т. д.
□ Технологический подход к проектированию и проведению урока. Технология проектирования урока — это определение модели, схемы урока, плана действий учителя и учащихся, реализация которого на практике приведет к определенному результату.
□ Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.
□ Организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в процессе применения знаний, выработки умений и навыков. Самостоятельная работа учащихся — это учебная деятельность, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя. В ходе самостоятельной работы учащиеся осуществляют анализ задания, поиск способов его выполнения, планирование, собственно выполнение, проверку и оценку результатов.
Самостоятельная работа может успешно применяться на различных этапах урока:
а) при подготовке к восприятию нового материала (предварительное чтение книги, просмотр иллюстраций, подготовка ответов на заданные учителем вопросы и пр.);
б) при изучении новых знаний (до объяснения дается задание: составить план, сделать конспект, графически изобразить и т. п.; самостоятельная работа с учебником; работа с использованием дополнительных источников, например, статей, схем, таблиц, репродукций и т. д., изучение всей темы по учебнику; проведение наблюдений, опытов);
в) на этапе применения знаний (выполнение упражнений, написание сочинений, выступление с докладами и т. п.);
г) на этапе обобщения и систематизации знаний (составление сводных тематических таблиц, схем, диаграмм; подготовка текстов, обобщенных характеристик; определение выводов);
д) при проверке знаний, умений и навыков (выполнение письменных, графических, практических работ, тестов; ответы на вопросы учителя и вопросы учащихся друг другу и т. п.).
Эффективность и успешность самостоятельной работы учащихся на уроке зависит от соблюдения педагогом следующих условий:
□ Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
□ Наличие у учащихся сформированных умений и навыков самостоятельной рабогы (от элементарных до более сложных).
□ Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
□ Соотнесение объема и сложности работы с темпом ее выполнения, п Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.
□ Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и тоже задание); коллективная деятельность (работа в парах сменного состава); групповая работа (группы учащихся выполняют одинаковые или разные задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
□ Осознание учащимися результатов своих достижений.
Показателем целенаправленной работы учителя по организации самостоятельной работы учащихся является увеличение времени, отводимого на уроках на самостоятельную работу, до 70 %. Это приводит к уменьшению времени, затрачиваемого на домашнюю работу учащихся.
Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить — упражняясь в речи, <...> умозаключениям — упражняясь в умозаключениях и т. д., чтобы школы были ни чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа. (Я. А. Коменский.)
Идти не с предметом к ученику, а с учеником к предмету.
(Е. Н. Ильин.)
Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком.
(С. И. Гессен.)
Для записей
Таблица 11. Требования к современному уроку
Дидактические (образовательные) требования к уроку
1. Четкое определение места и задач данного урока в системе уроков.
2. Реализация принципов целостного педагогического процесса.
3. Определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, учебной программой, уровнем подготовки учащихся.
4. Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, сформированно-сти умений и навыков на уроке.
5. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля.
6. Сочетание различных общих форм организации учебной работы.
7. Разнообразие типов и видов урока.
8. Осуществление межпредметных связей
Воспитательные и развивающие (психологические) требования к уроку
1. Развитие различных видов мышления, памяти, внимания. Реализация принципов развивающего обучения.
2. Учет уровня развития и психологических, индивидуальных особенностей учащихся.
3. Развитие познавательных интересов, других положительных мотивов учебно-познавательной деятельности.
4. Формирование потребности в знаниях, готовности и умений самообразования.
5. Развитие способностей учащихся, в том числе творческих.
6. Обеспечение условий продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся (проблемные методы обучения, поисковая и исследовательская деятельность и т. п.).
7. Организация и обогащение опыта общения, отношений, сотрудничества.
8. Формирование научного мировоззрения, основ базовой культуры личности.
9. Создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т. п.
Организационные требования к уроку
1. Наличие продуманного плана проведения урока.
2. Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершенность.
3. Структурная гибкость и подвижность урока.
4. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения (наглядных, технических).
5. Создание деловой атмосферы на уроке, самоорганизация учащихся.
6. Организация рефлексивной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание результатов урока
Гигиенические требования к уроку
1. Оптимальный температурный режим.
2. Воздушный режим (проветривание классной комнаты).
3. Соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы.
4. Соблюдение норм освещения.
5. Предупреждение утомления и переутомления.
6. Чередование видов деятельности.
7. Проведение физкультурных, «психологических» пауз лечебно-профилактического характера
Вопросы и задании для самоконтроля
1. Определите понятия «форма обучения», «общая форма обучения», «конкретная форма обучения».
2. Какие общие формы обучения вам известны? Проследите развитие систем индивидуального, группового, коллективного обучения в истории образования.
3. Назовите основные характерные черты классно-урочной системы. Каковы ее преимущества и недостатки?
5. Охарактеризуйте урок как основную форму учебно-воспитательного процесса. Какие типы уроков выделяют в современной дидактике? Охарактеризуйте их структуру.
6. Какие другие формы организации учебного процесса распространены в современной школе?
7. Определите значение домашнего задания в процессе обучения. Раскройте основные положения методики организации домашней работы.
8. Каковы требования к современному уроку и пути повышения его эффективности?
9. Какую работу учащихся на уроке можно назвать самостоятельной? Сформулируйте условия эффективности самостоятельной работы учащихся на уроке.
Глоссарий
□ Форма педагогического процесса (обучения, воспитания) — внутреннее строение (структура) и внешнее строение педагогического процесса и его сущности — педагогического общения.
□ Общая форма педагогического процесса (обучения, воспитания) — характеристика педагогического процесса, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обусловливающая особенности их взаимодействия.
-0-
□ Конкретная форма обучения (воспитания) — отрезок времени учебно-воспитательного процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.
□ Организационная система учебно-воспитательного процесса — определенная совокупность общих форм обучения и воспитания, применяемых в учреждениях образования.
□ Урок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой.
□ Структура урока — внутреннее строение и последовательность отдельных этапов урока, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.
□ Домашняя учебная работа — самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителем.
□ Технология проектирования урока — определение модели или схемы урока, плана действий учителя и учащихся, выполнение которого приведет к определенному результату.
□ Самостоятельная работа учащихся —любая учебная деятельность, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя.
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора