logo search
КСР от Калач Микуле

2. Требования к учебникам и учебным пособиям

Одними из основных средств обучения являются учебники и учебные пособия.

Учебник — основной и ведущий вид учебной литературы; книга для обучающихся, в которой систематически излагается материал определенной области знаний.

В учебниках, как правило, содержатся указания по организации учебной работы школьников, фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, справочная информация, вопросы для самоконтроля (см. тему 1.11, с. 81—82).

К учебникам, используемым в общеобразовательной школе, применяются следующие требования:

□ соответствие целям воспитания учащихся; направленность на формирование основ диалектического мировоззрения;

□ методологическая состоятельность раскрытия основных понятий, фактов, законов, теорий; рассмотрение системы знаний в единстве с методами познания, с применением зна­ний на практике;

□ корректность введения научных понятий, общепринятость терминологии и символи­ки, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки;

□ отражение эволюции научных идей, роли прогрессивных деятелей науки, вклад отече­ственных ученых в развитие науки; ознакомление с успехами и перспективами развития науки и техники;

□ соответствие учебной программе, целесообразность структуры учебника; прикладная, политехническая и профориентационная направленность материала учебника;

□ доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся определен­ного возраста, соответствие предыдущей подготовке и уровню развития школьников;

□ соответствие объема учебного материала нормам учебного времени; логичность и по­следовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;

□ ясность, точность и лакоштчностъ изложения материала; использование средств выразитель­ности и образности языка для усиления эмоционального воздействия на сознание учащихся;

□ согласованность со смежными дисциплинами, использование межпредметных связей;

о выделение основного теоретического и практического учебного материала; наличие обобщений, выводов;

□ пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществле­ния индивидуализации обучения; направленность на развитие навыков самообразования;

□ использование средств мотивации обучения, развития интереса учащихся к предмету и его практическим приложениям;

п направленность учебного материала на формирование научно-теоретического мышле­ния, умений выразить свои суждения в устной и письменной форме; побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам; развитие воображения уча­щихся пространственных и временных представлений о мире, явлениях и событиях;

п учет возможностей применения технических средств обучения в процессе препода­вания; высокое качество иллюстративного материала; включение в учебник необходимых справочных материалов.

Работа над усвоением учебной информации осуществляется школьниками не только с по­мощью учебников, но и с помощью учебных пособий: хрестоматий по литературе и истории; задачников по математике, физике, химии; сборников упражнений по родному и иностранному языкам; контурных карт по истории и географии; тетрадей для лабораторных исследований по биологии, химии; словарей, справочников и энциклопедий и т. д. Учебные пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы, как в школе, так и при выполнении домашних учебных заданий.