4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
Введение школьников в систему общественных отношений есть процесс воспитания у них культуры отношений к своему народу (нации) и другим народам (нациям), к своей малой родине, стране, государству и обществу в целом. Результатом такого воспитания, а также самоопределения учащихся в социальной сфере будет их гражданская культура
Гражданская культура — интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформирован-ности готовности личности к исполнению гражданского долга Основу гражданской культуры личности составляет ее гражданственность. Гражданственность может рассматриваться (по А. В. Беляеву) в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом, педагогическом, социально-педагогическом аспектах (см. схему 61, с. 146).
Вое правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться.
(Б. Паскаль.)
Ценность искусства — не красота, а нравственные поступки.
(С. Моэм.)
Для записей
Социально-правовой
аспект гражданственности
Достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством, к укреплению социальной стабильности. Служит характеристикой степени цивилизованности государства, общества, определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества, с отдельными гражданами
Морально-этический
аспект гражданственности
Уровень нравственной культуры общества, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие
Социально-психологический аспект гражданственности
Чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость
Социально-педагогический аспект гражданстве! июсти
Понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированное™ эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности
Педагогический аспект гражданственности
Интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами. Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них — патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к социальному и профессиональному самоопределению, культура межнационального общения и другие
Схема 61
Итак, гражданственность — качество, характеризующее человека как сознательного и активного гражданина. Это качество выражается в знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимости и умении отстаивать общественные интересы, в выполнении гражданского долга, непримиримости к антигосударственным проявлениям, умении сочетать личные интересы с общественными (по Л. А. Козинец, Е. Ю. Крикачо).
В качестве критериев сформированности гражданской культуры учащихся могут быть выбраны следующие ее проявления: наличие знаний о Конституции и других важных законах Республики Беларусь, уважение этих законов, знание гражданских прав и обязанностей, потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества. В соответствии с ними содержание работы по воспитанию гражданской культуры нацелено на воспитание чувства ответственности за свой дом и порядок в нем, за судьбу Отечества; на усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни; на стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности; на развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; на формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.
Содержание работы школы, педагогов по воспитанию национальной культуры школьников состоит в воспитании любви к родному краю, развитии чувства принадлежности к определенной нации, народу, национального самосознания; в укреплении связи между поколениями, формировании интереса к языку, истории и культуре Беларуси; в воспитании уважения и интереса к культуре, правам других народов, населяющих Беларусь и другие страны. Средствами для этого является деятельность детей по изучению национальной культуры и истории, краеведческая деятельность, изучение истории и культуры других народов, забота о культурных, исторических памятниках, природе своей страны, а также народная музыка, песня, фольклор, танец, народные промыслы и т. п. Таким образом, воспитание национальной культуры нацелено на воспитание патриотизма как важнейшего качества личности, выражающегося в чувстве любви к своему Отечеству и готовности защищать его интересы.
Из народной мудрости
п Искусство смягчает нравы (античный афоризм). □ Честность — лучшая политика (англ.).
Вышесказанное позволяет определить условия воспитания гражданской культуры и патриотизма:
□ осознание учащимися сущности гражданственности и патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа и других народов, живущих в Беларуси;
□ воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь), органам государственной власти;
п формирование у школьников морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитникам Отечества, воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
□ пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
□ формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
□ включение учащихся в социально значимую деятельность, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления;
п повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин.
Правовая культура личности — составная часть ее гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, ов.шдения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности. Работа педагогов по ее воспитанию включает помощь учащимся в усвоении знаний о праве, об основах законодательства Республики Беларусь, доведение до сознания учащихся требований правовых норм, стремление к тому, чтобы эти требования (нормы) приобрели для них личностный смысл и стали руководством в повседневном поведении. Важной педагогической задачей также является обогащение опыта эмоционально-ценностных отношений школьников к правовым нормам, опыта решения жизненных проблемных ситуаций, формирование умений и навыков законопослушного поведения, готовности действовать юридически грамотно в различных жизненных ситуациях, профилактика противоправных действий.
Воспитание правовой культуры предполагает в качестве условий совершенствование системы защиты интересов, прав и обязанностей учащихся, контроль за их соблюдением; организацию правового просвещения всех участников педагогического процесса; создание в учреждениях образования атмосферы взаимоуважения, взаимоответственности; взаимодействие учреждений образования, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций в воспитании правовой культуры школьников.
Так, учащиеся начальной школы знакомятся с основными положениями Конституции Республики Беларусь, своими правами и обязанностями. Подростки учатся строить свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе усвоенных нравственных и правовых норм. У старшеклассников продолжает формироваться представление о себе как субъекте правовой культуры общества. Они учатся принимать самостоятельное решение (сознательно делать выбор) в различных жизненных ситуациях в соответствии с нравственными и правовыми нормами, самореализуясь при этом в той или иной общественно значимой деятельности. Постепенно происходит осознание прав человека как ценности.
Объектами ценностных отношений учащихся являются идеология и политика белорусского государства, основными идеями которых выступают: государственный суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, социальная справедливость, экономическое благосостояние. Политическая культура — составная часть гражданской культуры личности, характеризующая степень овладения политическими ценностями государства и общества, опытом социально значимой деятельности; уровень сформированности политической грамотности, выражающейся в наличии у школьников знаний истории, различных политических учений, политологии и умении ориентироваться в системе политических взглядов и отношений. Формирование политической культуры школьников осуществляется в процессе приобретения ими социального и политического опыта, опыта общественной деятельности, усвоения политических ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь, понимания сложности социально-политических процессов.
Воспитанию политической культуры способствуют следующие условия: ознакомление учащихся с основами политических знаний; изучение истории белорусского народа и народов других стран на уроках обществоведческого цикла или в ходе спецкурсов; формирование умений жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму; проведение информационных часов, работа информационно-пропагандистких групп в учреждениях образования; включение школьников в социально значимую деятельность с учетом индивидуальных особенностей; педагогическая поддержка социальных инициатив учащихся.
Важнейшая задача эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.
(В. А Сухомлинский.)
Педагогика есть искусство делать человека нравственным.
(Е. Н. Ильин.)
Для записей
Как и все другие направления воспитательной работы, воспитание политической культуры осуществляется с учетом возрастных возможностей учащихся (см. таблицу 20).
Таблица 20
Возрастные особенности воспитания политической культуры личности | ||
Младший школьный возраст | Подростковый возраст | Юношеский возраст |
Формирование «ростков» политических знаний, понимание значений понятий «Президент», «Национальное собрание РБ», «депутат», «демократия», «выборы»; усвоение знаний о государственной символике РБ, истории детских общественных организаций, названий детских газет и журналов. Формирование умений рассказывать о прочитанном в газетах и журналах, кратко передавать смысл услышанного по радио или телевидению. Обучение основам дискуссии на общественные темы, используя при этом спонтанно возникающие ситуации диалога на волнующие учащихся темы. Формирование интереса к участию в детских общественных организациях, к общественно-политическим мероприятиям, проводимым в учреждениях образования | Проявление интереса к политике, к участию в общественно значимых мероприятиях. Накопление знаний о политических процессах в стране и мире, институтах государственной власти, формирование личностного отношения к явлениям политической жизни. Помощь педагогов в образовании и работе детских и юношеских объединений и организаций социальной инициативы. Организация диалогов на политические темы, разъяснение смысла политических терминов. Создание условий для правильного понимания учащимися демократии и социальной справедливости. Общее политическое просвещение, проводимое в традиционных формах. Индивидуальная работа с учащимися — участниками неформальных объединений так называемого демонстративного типа, а также деструктивных групп и организаций | Просвещение политико-правого характера, направленное на систематизацию политических знаний (закрепление знаний об устройстве государственной власти Республики Беларусь, ознакомление с названиями политических партий, отличиями их политических программ, процедурой выборов, правами избирателей). Проведение воспитательной работы в данном направлении через организационные формы, связанные с демократизацией работы выборных органов самоуправления, с воспитанием на материале историко-патриотического характера и т. д. Выработка умения противостоять чуждому идеологическому влиянию и воздействию деструктивных групп и организаций. Привлечение к деловым играм на политические темы, к конкурсам политических рефератов, заметок в газете, к дискуссиям по отдельным политическим темам и т. п. |
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите понятие «мировоззрение». Раскройте его внутреннюю структуру.
2. Какие функции выполняет мировоззрение в развитии личности?
3. Сформулируйте педагогические условия и охарактеризуйте возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся.
4. Раскройте сущность и структуру нравственной культуры личности.
5. Сформулируйте основные педагогические задачи в области воспитания нравственной культуры учащихся. Какова возрастная специфика этого направления воспитания?
6. Установите взаимосвязь между структурой эстетической культуры личности и содержанием воспитательной работы по формированию эстетической культуры.
7. Каковы пути, средства, возрастная специфика воспитания эстетической культуры учащихся?
8. Раскройте сущность и критерии сформированности гражданской культуры личности. Назовите условия воспитания у школьников гражданской культуры и патриотизма.
9. Каким образом учитываются возрастные особенности школьников в процессе воспитания их правовой и политической культуры? Приведите примеры.
Глоссарий
□ Мировоззрение — специфическая форма сознания человека, включающая обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества, понимание места человека в мире и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни.
□ Нравственная культура личноспш — компонент культуры личности, степень (мера) освоения морального опыта общества, выражающаяся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, в способ-ности к нравственному выбору, в уровне сформированности ведущгос нравственных качеств и культуры поведения.
□ Культура поведения — совокупность форм поведения человека в повседневной жизни, в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы поведения.
□ Эстетическая культура личности — компонент культуры личности, включающий эстетические (художественные) знания, чувства, потребности, идеалы, интересы, эстетический вкус, эстетическое отношение к природе и искусству, а также опыт эстетической (художественной) деятельности.
□ Гралсданская культура личности — интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформированности готовности личности к исполнению гражданского долга.
О Гражданственность — характеристика человека как сознательного и активного гражданина; интегративное качество, проявляющееся в знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимости и умении отстаивать общественные интересы, непримиримости к антигосударственным проявлениям, в выполнении гражданского долга, умении сочетать личные интересы с общественными.
□ Патриотизм — качество личности, выражающееся в чувстве любви к своему Отечеству и готовности защищать его интересы.
□ Правовая культура личности — составная часть гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности.
П Политическая культура личности — составная часть гражданской культуры, характеризующая степень овладения личностью политическими ценностями государства и общества, опытом социально значимой деятельности; уровень сформированности умения ориентироваться в системе политических взглядов и отношений.
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора