logo search
КСР от Калач Микуле

1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности

Социально ориентированная, наукоемкая экономика, труд в интересах личности и всего общества явля­ются приоритетами идеологии белорусского государства. Социально-экономические преобразования, научно-технический прогресс и переход к рыночным отношениям диктуют необходимость осуществлять экономическое воспитание уже в школе. Поэтому экономическое и трудовое воспитание учащихся — важнейшие направления воспитательной работы учреждений образования по формированию базовой культуры учащихся.

Экономическое воспитание в школе необходимо для воспитания членов общества, способных правильно по­нимать происходящие социально-экономические процессы, выполнять экономические функции (потребителя,

работника, соискателя рабочего места, собственника, налогоплательщика, вкладчика, предпринимателя и дру­гие), а также для формирования основ экономических знаний и умений принимать решения в жизненно важных ситуациях социально-экономического характера. Экономические знания являются неотъемлемым элементом системы знаний школьников об обществе, а экономические взгляды, идеи, убеждения, установки — составной частью их научного мировоззрения.

Экономическое воспитание — целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направлен­ное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеж­дений и экономически значимых качеств личности (трудолюбия, организованности, экономности, пред­приимчивости, инициативности, самостоятельности, ответственности и др.). Целью экономического воспитания выступает формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процес­сы и способного участвовать в экономической жизни страны.

Экономическая культура личности есть синтез системы знаний, умений и навыков, а также качеств, по­зволяющих ей успешно действовать в производственно-экономической сфере. В соответствии с этим формули­руются задачи экономического воспитания в общеобразовательной школе (см. схему 62).

Задачи экономического воспитания

Формирование эко­номической грамот­ности, экономическо­го сознания, развитие основ экономическо­го мышления

Воспитание экономи­чески значимых ка­честв личности: тру­долюбия, экономно­сти, инициативности, организованности и др.

Развитие нравствен­но-ценностной мо­тивации в процессе усвоения учащимися экономических зна­ний, формирования умений и навыков экономической дея­тельности

Формирование уме­ния самостоятельно приобретать и при­менять экономиче­ские знания на прак­тике

Включение школьников в практическую деятель­ность (трудовую, природоохранную, организатор­скую и др.), позволяющую актуализировать и закре­пить экономические знания, формировать экономи­ческие умения и навыки, опыт нравственно-ценного экономического поведения

Содействие профес­сиональному само­определению уча­щихся

Схема 62

Основу экономического мышления и экономической грамотности личности составляют: понимание ею сущ­ности экономических законов, экономических процессов и явлений в рамках экономической системы своей страны и мировой экономики; способность анализировать экономические процессы; знание основ хозяйствен­ной жизни семьи, предприятия (фирмы), всего общества в целом.

Способность человека выполнять отдельные экономические действия или определенную экономическую деятельность называется экономическим умением. Например, к полезным умениям и навыкам такого рода мож­но отнести работу на компьютере, умение сделать расчет, осуществить анализ хозяйственной деятельности, разработать бизнес-план, подсчитать нормы и массы прибыли, определить размеры налогов, составить домаш­ний бюджет и другие. Определенные умения и навыки необходимы для делового общения, самостоятельного выбора объекта труда, планирования и организации своей работы, покупки и продажи продукции, установления цены, создания и популяризации рекламы. Кроме того, нужно уметь организовать свое рабочее место, свой ра­бочий день, определить последовательность выполнения предстоящей работы и т. п.

Опыт экономической деятельности приобретается в ходе практической деятельности. Экономические мотивы деятельности — это то, что побуждает человека к этой деятельности, определяет его экономические поступки и поведение в целом. Экономические мотивы могут быть личными или общественно значимыми. Личные мотивы непосредственно связаны с потребностями человека. Совпадение личных и общественных экономических интересов — показатель высокого уровня экономической культуры личности.

Воспитание вышеназванных компонентов экономической культуры личности сопровождается формирова­нием ее экономической позиции как системы отношений к социально-экономическим процессам и экономиче­ским институтам общества, а также к разным видам экономической деятельности и к себе как субъекту экономических отношений (гражданину, работнику, потребителю, налогоплательщику и т. п.) и деятельно­сти. Экономическая позиция — это взгляды, представления, установки личности, в которых проявляется ее отношение к экономической стороне действительности.

Из народной мудрости

Копейка рубль бережет (рус).

Будешь богат, будешь и скуп (рус).

Показателями сформирован ноет и экономической позиции учащихся могут высту­пать интерес к экономической сфере жизни общества; понимание и позитивное отно­шение к экономической политике государства и экономической системе страны, умения приобретать и применять экономические знания для анализа, объяснения экономических явлений и событий, уровень сформироваиности базовых экономических качеств (береж­ливости, трудолюбия, организованности, предприимчивости и других), необходимых для эффективной экономической деятельности.