logo search
КСР от Калач Микуле

IV этап

Дифференциация и корректирование профессиональной

направленности учащихся

Учет типологических половозрастных и ин­дивидуальных особен­ностей школьников в ходе профориентаци-онной работы. Коррек­ция склонностей, спо­собностей к избираемой прсхрессии в рамках от­расли, специальности и т. п. Коррекция выбо­ра профессии с учетом состояния здоровья. Дифференциация фак­торов профессиональ­ного самоопределения

Профессиональное самоопределение связано с риском получить специальность, которая в дальнейшем может оказаться невостребованной, поэтому выпускник школы должен быть готов к возможности неоднократной смены профессии или специальности. Особенностью современного профессионального самоопределения является и то, что профессиональная деятельность нередко теряет для старшеклассников личностную значимость, становится для них только средством достижения материального благополучия или успеха.

Содержание воспитательной работы по оказанию помощи учащимся в профессиональ­ном самоопределении направлено на решение следующих задач:

□ формирование у школьников представлений о рынке труда, о востребованности и пер­спективах профессий, качествах современного профессионала;

□ развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам учащихся; убеждение в необходимости развития профессионально значимых способностей и качеств;

Каждый человек должен преимуще­ственно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.

(Аристотель.)

Истинное сокро­вище для людей — умение трудиться.

(Эзоп.)

Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый <...> име­ет свои обязанно­сти в жизни. (Э. Хемингуэй.)

Для записей

282

□ практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, разностороннее развитие учащихся (знание иностранных языков, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, здоро­вый образ жизни, организаторские умения и т. д.);

□ дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от пола, возраста, склонностей, способностей, интересов, состояния здоровья и других индивидуальных особенностей учащихся.

Н. К. Степаненков указывает на необходимость системного подхода к профессиональному самоопределению (профессиональной ориентации) школьников. Он реализуется через последовательность этапов (см. табли­цу 21, с. 153).