logo search
КСР от Калач Микуле

4. Взаимосвязь педагогики с другими науками

В настоящее время педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей в тес­ной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. К смежным с педагогикой наукам отно­сятся философия, социология, психология, физиология и другие. Кроме того, на стыке педагоги­ки с другими антропологическими науками возникла педагогическая антропология — система педагогических взглядов, основанная на данных наук о человеке. Одним из первых стал разви­вать педагогическую антропологию К. Д. Ушинский. В своем труде «Человек как предмет вос­питания. Опыт педагогической антропологии» он показал, насколько плодотворно для педаго­гики и необходимо для воспитателя знание законов развития человека, всесторонних сведений о человеческой природе.

Важными для педагогики являются науки, исследующие строение и развитие человече­ского организма в норме и патологии, условия, необходимые для нормального и успешного физического и психического развития, психику человека в целом, его духовное развитие, социализацию. К ним относятся: анатомия, физиология, гигиена, психология, социология.

Так, предметом социологии выступает влияние социальной среды на человека; за­кономерности его взаимодействия с другими людьми в семье, группе, обществе в целом. Предмет физиологии — закономерности функционирования организма и высшей нервной

Педагогика как наука необычайно сложна. Не исклю­чено, что в приро­де вообще не су­ществует более сложной науки в го­ловоломных спле­тениях взаимосвя­зей сотен тысяч ее компонентов. Мера ответственно­сти ее — человек! (В. Ф. Шаталов.)

Для записей

74

деятельности; психологии — закономерности функционирования и развития психики человека; анатомии — строение человеческого организма; медицины — условия, пути и средства сохранения и укрепления здоро­вья людей.

Гуманитарные науки, изучающие духовный мир человека в различных его проявлениях, также дают педаго­гике необходимый материал для исследования явлений образования. Например, философия, предметом которой являются общие законы развития природы, человеческого общества, мышления, познания, имеет методологи­ческое значение для педагогики. Она решает такие важные мировоззренческие проблемы, как сущность и ме­сто человека в окружающем мире, природе и обществе, а также глобальные проблемы человечества (экология, самосохранение человека, войны и мира и др.).

Педагогика исследует проблемы формирования духовного мира человека и в этом ей помогают данные таких наук, как этика, эстетика, логика, гносеология, филология, литература, история, правоведение, религиоведе­ние, лингвистика и др. Науки об искусстве — искусствоведение и его разделы (литературоведение, музыковеде­ние, театроведение и т. д.) — дают материал для педагогических исследований по воспитанию у подрастающих поколений духовных, нравственных, эстетических ценностей.

Естественные науки, изучающие мир неживой и живой природы, их взаимосвязь и взаимодействие че­ловека с этим миром, дают педагогике важные сведения для исследований проблем образования. Без знаний, добытых физикой, химией, географией, биологией и т. д. невозможно организовать процесс образования людей на научной основе. Кроме того, биология, генетика дают возможность педагогике решать проблему о соот­ношении природных и социальных факторов в развитии человека, о роли наследственности в образовании личности. Математические и технические науки (математическая статистика, информатика, кибернетика, эргономика и другие) обеспечивают педагогику необходимыми средствами для диагностической и исследова­тельской деятельности, организации процесса образования. Например, экономика помогает педагогике решать такие задачи, как интенсификация труда педагогов и учащихся, рентабельность средств обучения, планирование развития образования как отрасли хозяйства и пр. Перечисленным далеко не исчерпывается список наук, смеж­ных с педагогикой. Основные формы взаимосвязи педагогики с другими науками представлены в схеме 16.

Формы взаимосвязи педагогики с другими науками

т

Использование методов исследо­ваний, применяемых в других нау­ках. В условиях интеграции наук методы исследования быстро ста­новятся общенаучными. Особенно плодотворными для педагогики становятся методы исследования, заимствованные из психологии, со­циологии, математики

Использование пе­дагогикой основных идей, концепций, теоретических по­ложений, выводов других наук

Использование ре­зультатов (данных) исследований дру­гих наук

Участие педагогики в комплексных ис­следованиях чело­века

Схема 1 б

Связь педагогики с другими науками не односторонняя. Знание педагогики необходимо для разработки мно­гих проблем философии, этики, психологии, социологии, истории, литературоведения и др. Кроме того, любые знания, культуру в широком смысле невозможно транслировать и воссоздавать без «педагогического воспроиз­водства» (Г. П. Щедровицкий).

J@ ) 5. Система педагогических наук

Об уровне развития науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по многообразию связей этой науки с другими науками, благодаря чему возникают новые пограничные научные дисциплины. В настоящее время педагогика представлена большим количеством научных дисциплин и отраслей. Назовем основные из них.

1. Общая педагогика — научная дисциплина, изучающая общие закономерности педагогического процесса (образования, воспитания, обучения) человека, развития и формирования личности, разрабатывающая общие основы организации и осуществления педагогического процесса. Общая педагогика является базой теоретиче­ских данных для всех других отраслей педагогики.

2. Теория обучения (дидактика) изучает закономерности процесса обучения, его содержание, принципы, формы, методы, средства, технологии.

3. Теория воспитания — научная дисциплина, изучающая целенаправленный процесс формирования лич­ности и коллектива.

Из народной мудрости

Век живи — век учись (рус).

п Простота — это признак истины (античный афоризм).

76

4. Теория управления изучает процесс управления педагогическими (образовательными, воспитательными) системами, его закономерности, функции, условия развития.

5. Частные дидактики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изу­чаемых в школе, ссузе, вузе, а также методика воспитания. Частные методики исследуют закономерности, содержание, методы, средства, формы преподавания и изучения конкрет­ных учебных предметов, а также организации внеучебной воспитательной деятельности.

6. История педагогики изучает развитие образования, школы и педагогической мыс­ли в различные исторические эпохи.

7. Сравнительная педагогика изучает состояние и основные тенденции развития образо­вательных систем в различных странах в сопоставительном плане.

8. Возрастная педагогика изучает процесс образования (воспитания, обучения) человека в различные возрастные периоды его развития. Включает педагогику пред-дошкольную, дошкольную, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).

9. Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий. Включает производственную, профес­сиональную, в том числе военную, правовую, спортивную, медицинскую, инженерную, исправительно-трудовую (воспитание несовершеннолетних правонарушителей) и т. д. пе­дагогику.

10. Семейная педагогика изучает процесс формирования личности в семье, т. е. воспи­тательную функцию семьи.

11. Этнопедагогика сформировалась как теоретическое осмысление народной педаго­гики. Изучает закономерности и специфику народного воспитания, сложившиеся у разных народов традиции, обычаи, ритуалы воспитания, оценивает их роль в современной воспи­тательной практике.

12. Информационная педагогика — перспективная отрасль педагогики, занимающаяся ис­следованием информационных процессов в системе образования и управлении образованием.

13. Социальная педагогика — «наука о воспитательных влияниях среды» (В. Семенов). Изучает влияние конкретных условий среды на педагогический процесс, занимается преоб­разованием среды, созданием благоприятных условий в социуме (семье, учреждениях обра­зования, культуры, досуга, здравоохранения, общественных организациях, на предприятиях и т. д.) для развития, социализации, самореализации и самоутверждения личности, раскры­вает пути использования социокультурного потенциала среды в образовательных (воспита­тельных) целях. Социальная педагогика содержит также теоретические и прикладные раз­работки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.

14. Коррекционная педагогика (дефектология, специальная педагогика) — группа педагогических наук, которые изучают теорию и практику образования лиц с отклоне­ниями в физическом, психическом или умственном развитии, а также детей и подрост­ков, проявляющих девиации в поведении.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Докажите, что педагогическая наука является одной из самых древних отраслей зна­ния и неотделима от развития общества. Охарактеризуйте основные этапы ее становления.

2. Раскройте различные значения термина «педагогика».

3. Охарактеризуйте объект и предмет педагогики как науки.

4. Определите основные категории и понятия педагогики. Изобразите схематически взаимосвязи между ними.

5. Охарактеризуйте формы связи педагогики с другими науками о человеке (на примере конкрет­ных наук).

6. Назовите и дайте краткую характеристику основных отраслей педагогических знаний.

Глоссарий

Педагогика как наука изучает процесс развития и формирования личности в условиях образо­вания (воспитания, обучения).

Педагогика как искусство практическая педагогическая деятельность учителя или вос­питателя, которая основывается на познанных наукой закономерностях воспитания, обучения, раз­вития личности; характеризуется своеобразием профессионального опыта педагога.

Педагогическая технология совокупность научно обоснованных последовательных опе­раций и действий педагога, приводящих к наиболее эффективному, заранее запланированному результату.

Развитие процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интел­лектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внут-ренних, управляе­мых и неуправляемых факторов.

Задача науки—... сделать педаго­гические знания более глубокими, достоверными, доказательны­ми, правильными, чтобы, опираясь на них, можно бы­ло более эффек­тивно строить педагогический процесс. (М. Н. Скаткин.)

Педагогическая на­ука — это поэма о познанных тай­нах человеческо­го становления, а чтение поэмы — череда радостных открытий.

(Н. Е. Щуркова.)

Для записей

78

Формирование процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности.

Воспитание (в широком социальном значении) — объективно-закономерное, социокультурное явление, призванное обеспечить передачу опыта, накопленного человечеством, от старших поколений младшим.

Воспитание (в широком педагогическом значении) — процесс формирования личности в условиях специально организо­ванной педагогической системы, которая обеспечивает взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание (в узком педагогическом значении) —специальная воспитательная деятельность (воспитательная ра­бота), имеющая целью формирование личности, ее отношений, качеств, свойств.

П Обучение — специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в резуль­тате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.

Педагогический процесс — целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанни­ков, направленное на решение целей и задач образования.