logo search
КСР от Калач Микуле

1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях

Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться, если она будет вырабатывать новые научные знания в процессе проведения исследований. Для того чтобы процесс педагогического исследования был объ­ективным и доказательным, нужны научно обоснованные методы исследования. Кроме того, наука и сам ис­следователь должны опираться на систему принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, то есть на методологию. Под методологией педагогики понимают учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э. Г. Юдину), которые, образуя систему, соподчинены друг другу (см. схему 17).

Уровни методологии педагогики

Высший, философский уровень — наи­более общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией

Методологическое значение имеет вся си­стема философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действитель­ности

Общенаучная методология — теоретиче­ские концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (мате­риалистическая диалектика, теория позна­ния, логика и другие)

I -

Конкретно-научная методология — со­вокупность принципов (подходов), мето­дов и процедур исследования, применяе­мых в той или иной научной дисциплине

I

Технологическая методология — мето­дика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение до­стоверного эмпирического материала и его первичную обработку

Общенаучные методологические прин­ципы: единство социального и биоло­гического; единство общего, особенного и единичного; единство теоретического и практического; единство логического и исторического; соотношения количе­ственных и качественных данных, объ­ективных и субъективных признаков, си­стемный подход.

Методология педагогики общенаучного уровня раскрывается также в таких обще­научных методах, как моделирование, ста­тистические методы, методы теории веро­ятности, социологии и другие. К этой же группе относят логические методы: сравне­ние, анализ, синтез, классификацию, систе­матизацию, обобщение, абстракцию

Схема 17

Философский уровень выступает основанием всякого методологического знания. В за­рубежной педагогике философские основы представлены разнообразными концепциями: неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, необихевиоризм и др. Философской основой отечественной педагогики выступает материалистическая диалектика (принцип всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные). Большинство отечественных педагогов признают, что в основе формирования внутреннего мира человека, педагогических явлений лежат процессы материального мира.

Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Он ориентирует педагога-исследователя и педагога-практика рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. В педагогике применение системного подхода привело к возникновению таких понятий, как «педагогическая система», «взаи­модействие», «целостность». Например, педагогическая система может быть представлена совокуп­ностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образова-1гия и материальная база (средства). Взаимосвязанное движение этих компонентов, направленное на достижение определенной цели, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Цель при этом выступает системообразующим фактором.

Э1 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике

Конкретно-научная методология педагогики представлена рядом методологических подходов (см. схему 18, с. 42).

Использование методологических подходов педагогики позволяет определить ее научно-теоретические проблемы, разработать основные пути и способы их разрешения; создать и реа­лизовать технологию модернизации педагогической практики, осуществлять прогнозирова­ние развития педагогической науки и практики.