logo search
КСР от Калач Микуле

1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления

Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний, ее развитие неотделимо от развития общества. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Позже эти знания нашли отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, составивших содержание народной педагогики. Педаго­гическая мысль в рамках народной педагогики — это первый этап развития педагогики как науки. Житейский педагогический опыт развивался и сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической мен-тальности и составлял основу научного педагогического знания. Второй этап связан с зарождением педаго­гических идей в русле религиозных и философских учений. Третий этап развития педагогического знания представлен формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произве­дений. Суть четвертого этапа заключается в переходе от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Указанные этапы не выстраиваются в хро­нологическом порядке и не имеют четких границ. Все они так или иначе реализуются и в настоящее время.

На протяжении тысячелетий в разных религиях (христианство, ислам и другие) складывались теоретиче­ские суждения о воспитании (заповеди, притчи, мифы).

Интересные педагогические мысли оставили философы античности: Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и другие. Они раскрыли цели и этапы образования человека, разработали основы возрастной периодизации. Педаго­гические идеи и наставления воплотились в трактатах Конфуция («Беседы и суждения»), Плутарха («О воспитании»), Квинтилиана («Ораторское искусство») и других мыслителей. Схоластическая философия XII—XIII веков, арабская философия, проникшая в Западную Европу (XIII—XIV вв.), также способствовали развитию педагогической мысли и университетов. Философы Эпохи Возрождения (XIV—XVI) утверждали в жизни и привносили в педагогику идеи гуманизма (Ф. Рабле, М. Монтень и другие).

С XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Это создает условия для становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний. Английский философ Ф. Бэкон в трактате «О достоинстве и приумножении наук» (1623) вычленил педагогику из философских наук и включил ее в свою клас­сификацию наук как самостоятельную науку.

Возникновение педагогики как науки связывают с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он предпринял попытку доказать наличие универсальных законов развития человека от рождения до конца жизни. В своих трудах («Великая дидактика» и других) он обосновал необходимость обучения и воспитания человека сообразно всеобщим законам природы, разработал систему принципов обучения, теоретически обо­сновал классно-урочную систему, заложил основы традиционного (классического) образования.

Большое влияние на развитие педагогики оказали мыслители Эпохи Просвещения. Например, французский философ Ж. Ж. Руссо (1712—1778) положил начало новому направлению в педагогике — «естественному (сво­бодному) воспитанию». Его педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании» является своего рода манифе­стом гуманистической педагогики.

В XVII—XIX веках происходит генерирование новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. Это нашло отражение в педагогических трудах и деятельности И. Г. Песталоцци (1746—1827), И. Ф. Гербарта( 1776—1841), А. Дистервега (1790— 1866) и других педагогов.

Немецкий педагог И. Ф. Гербарт в своем знаменитом сочинении «Общая педагогика, выведенная из целей вос­питания» разрабатывал педагогику как теорию, фундаментом которой являются философия, психология и этика. При этом он настаивал на суверенности педагогической науки, которая должна была «стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». Гербарт впервые развил идею воспитывающего обучения, ввел раз­деление на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса. Он предложил также практические способы нравственного воспитания.

В начале XIX века педагогика окончательно отделилась от религии и философии и стала самостоятельной. Интенсивное развитие педагогической теории и практики в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений в XVIII веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Поэ­тому педагогика начинает формироваться в это время и как учебная дисциплина.

В развитие педагогики большой вклад внесли отечественные педагоги: Симеон Полоцкий (1629—1680), М. В. Ломоносов (1711—1765), Ы. И. Пирогов (1810—1881), Л. Н. Толстой (1828—1910), К. Д. Ушинский (1824—1870), П. Ф. Каптерев (1849—1922) и другие. Так, К. Д. Ушинский в своем главном педагогическом труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» заложил фундамент современного педагогического зна­ния, изложив в нем основы общей теории развития личности.

Развивалась педагогическая наука и в советский период в трудах С. Т. Шацкого (1878—1934), П. П. Блонско-го(1884—1941), А. С. Макаренко (1888—1939), В. А. Сухомлинского (1918—1970) и других. Педагоги второй половины XX века обогатили теорию обучения и педагогическую психологию. Среди них: Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и многие другие. Эти ученые разрабатывали идеи и теории опти­мизации и активизации обучения, содержания образования, методов обучения, развивающего, проблемно­го, личностно ориентированного обучения, педагогического процесса и его технологизации, методологию педагогических исследований.

Из народной мудрости

п За ученого двух неученых дают, да и то не берут (рус). п Шсаць — не сякерай часаць (бел.).