logo search
КСР от Калач Микуле

4. Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования — способы (приемы, операции) изучения педаго­гических явлений, получения новой информации о них с целью установления законамерных связей, отношений и построения научных теорий.

Принципы отбора методов исследования:

□ Использование разнообразных, взаимодополняющих методов исследования; длитель­ные наблюдения; неоднократная проверка результатов исследования с соблюдением стати­стических (социологических) норм.

□ Соответствие методов исследования существу изучаемого явления, а также возмож­ностям воспитуемых и самого исследователя.

Постоянная ра­бота с научной литературой — обязательный ком­понент любой научной деятель­ности.

(А. М. Новиков.)

Для записей

84

□ Недопустимость использования методов исследования, противоречащих нормам морали или способных нанести вред участникам исследования.

Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. Мы остановимся на обще­принятой классификации. Методы педагогического исследования подразделяют на общенаучные и конкретно-научные.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

□ общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, ин­дукция и дедукция, т. е. логические методы);

□ социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);

□ социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);

□ математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделя­ются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эм­пирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основ­ных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, про­гнозирование, моделирование и др. Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материала — фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности. К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, мето­ды изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педа­гогический консилиум, самооценка и т.д.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. п.), а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследова­ния, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Охарактеризуем основные методы педагогических исследований. Любое исследование начинается с ознаком­ления исследователя с тем, как интересующая его научная проблема разработана в научной литературе. Для этого он изучает труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы; со­временные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы; периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу; учебники и методические пособия и т. д. При этом исследователь осуществляет методы сравнительно-исторического и причинно-следственного анализа. Может при­меняться также метод моделирования — наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с по­мощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п.

Все теоретические методы так или иначе связаны с изучением литературы и умением работать с ней. Опре­делив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию — список отобранных для изуче­ния источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требова­ниями. Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование — краткое, лаконичное изложение основного содержания источника; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску). Основные идеи ли­тературного источника могут быть перечислены в виде тезисов— кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника. Применяются также такие методы, как конспектирование — более детальное изложение основных идей источника с выделением его главных положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т. д.); реферирование — сжатое, но более развернутое по сравне­нию с тезисами изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.

Для изучения реального педагогического процесса (педагогического опыта) как в естественных, так и в специально измененных (педагогический эксперимент, опытная проверка выводов исследования) условиях применяются, как указы­валось выше, практические (эмпирические) методы.

Основной из них — наблюдение — организованное целенаправленное восприятие и фиксация педагогиче­ских явлений. Цель наблюдения — накопление фактов и образование первоначальных представлений об опреде­ленном педагогическом явлении. Оно может быть включенным (наблюдатель сам является непосредственным участником процесса воспитания или обучения) и невключенным (опосредованным, наблюдением «со сторо­ны»). Объектами наблюдения могут быть: деятельность группы учащихся или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; действия детей в конкрет­ной ситуации; деятельность учителя на уроке и т. д.

Этапы наблюдения: а) определение цели и задач наблюдения («Для чего наблюдать?»); б) выбор объекта, предмета наблюдения («Что наблюдать?»); в) выбор способа наблюдения («Как наблюдать?»); г) выбор способов регистрации на­блюдаемого («Как вести записи?»); д) обработка и интерпретация полученной информации («Каков результат?»).

Наиболее распространенными являются методы письменного или устного опроса. К ним относят­ся: исследовательская беседа, интервьюирование, анкетирование. С их помощью изучают отношения,

№ народной мудрости

п Когда говорят факты, слов не нужно (нем.).

a Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать (рус), а Мудрасць доказам моцная (бел.).

мотивы, намерения, мнения, оценочные суждения учащихся, педагогов, родителей и других участников педагогического процесса.

Так, анкетирование — письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет). Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными. При составлении ан­кет важно соблюдать следующие правила: вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны, они не должны содержать в себе скрытых подсказок желаемого ответа, но должны быть взаимопроверяемыми.

Метод анкетирования позволяет в сравнительно короткий срок получить большое ко­личество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу с помощью статистических методов с использованием вычислительной техники. Количественные дан­ные, полученные путем анкетирования, затем дополняются качественным анализом.

Исследовательская беседа — диалог исследователя с испытуемым по заранее состав­ленному плану. Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, цен­ностных ориентации, чувств, переживаний опрашиваемого. До беседы необходимо сфор­мулировать конкретные вопросы, на которые исследователь хотел бы получить ответы. Вместе с тем в процессе беседы желательно не заглядывать в опросник. Для эффектив­ного применения этого метода важно установить дружеские, доверительные отношения с собеседником, проявлять к нему уважение, тактичность. Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда непосредственное общение исследователя с изучаемым. Вместе с тем собеседник может скрыть свои истинные мысли и переживания и ввести исследователя в заблуждение. Интервьюирование — разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью прово­дится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.

К методам опроса тесно примыкают методы обобщения независимых характеристик, на­писание сочинений. В первом случае идет речь о получении характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источни­ков, обрабатывается. Например, изучая личность ученика, исследователь получает сведения о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников и других. Во втором случае группа людей пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются.

Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение результа­тов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.

В педагогических исследованиях довольно часто применяют методы оценивания: рей­тинг и самооценку. Рейтинг — метод субъективной оценки какого-либо явления по задан­ной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и другие. Они оценивают те или иные качества в со­ответствии с предложенной оценочной шкалой. Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка.

Самооценка предполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам. При этом также устанавливается шка­ла оценок в баллах или других количественных показателях.

Конкретный материал об интересующих исследователя процессах и явлениях можно собрать, анализируя педагогическую (школьную) документацию, а также результаты раз­ных видов деятельности учащихся. Так, изучение школьной документации даст объектив­ные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение (анализ, оцен­ка) письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя, поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, сужде­ний, оценок, уровень сформированности учебных умений и т. д.

Достаточно распространенным методом исследования является педагогическое тести­рование, которое позволяет с помощью специально разработанных заданий (задач, опросни­ков) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. В самом общем виде тест (от англ. test — испытание, исследование, проверка) — это объ­ективное и стандартизированное измерение знаний, умений, навыков, уровня развития, личностных характеристик испытуемого. В зависимости от назначения выделяют тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), личностные и другие.

Обычно в педагогической практике тестирование выполняет функции контроля зна­ний, диагностики или прогноза развития индивида. Инструментом же исследования оно вы­ступает в последних двух случаях. Проективные методы — это разновидность тестирования. Испытуемому предлагается высказаться о своих возможных действиях, поступках в той или иной ситуации. Суждения анализируются исследователем.

Все методы педагогического исследования используются в комплексе, уточняя и до­полняя друг друга.

Применение прин­ципа единства об­щего, особенного и отдельного позво­ляет преодолеть объективную труд­ность обнаружения и применения за­конов воспитания и обучения, заклю­чающуюся в чрез-вьмайно широком диапазоне свойств, характеристик и индивидуальных особенностей всех участников педа­гогического про­цесса.

(Б. М. Бим-Бад.)

Для записей

88