logo search
КСР от Калач Микуле

Тема 1.6

Методология и методы педагогических исследований

Педагогика станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности педагогических явлений. _В. А. Сухомлинский

Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность понятия «методология педагогики»; знать и уметь характеризовать уровни методологии педагогики; понимать и раскрывать сущность системного подхода в педагогике;

п знать конкретно-методологические подходы в педагогике, уметь объяснять их значение для педагога-исследователя и педагога-практика;

□ знать и уметь раскрывать структуру и логику педагогического исследования; знать его методологические па­раметры, уметь определять их в процессе проведения курсовых педагогических исследований;

□ знать методы педагогических исследований, уметь объяснить их особенности, а также применять при анализе и изучении научных педагогических проблем и решении практических педагогических задач;

□ уметь характеризовать педагогический эксперимент, его виды, особенности и этапы проведения.

(Щ^) Основные вопросы

1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.

2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике.

3. Организация педагогического исследования.

4. Методы педагогического исследования.

5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.

^tjl Понятия темы

Методология педагогики, общенаучный уровень методологии педагогики, системный подход в педагогике, конкретно-научные методологические подходы в педагогике; педагогическое исследование, методы педагоги­ческого исследования, педагогический эксперимент.

Рекомендуемая литература_

1. Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирекая [и др.]. — Минск: Аверсэв, 2003. — С. 50—62.

2. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Пе­дагогическое общество России, 2002. — С. 36—55.

3. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гу-манит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — С. 43—70.

4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие / И. И. Проко-пьев, Н. В. Михалкович. — Минск : ТетраСистемс, 2002. — С. 59—76.

5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 80—100.

6. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : Ушверсггэцкае, 2000. — С. 31—43.