logo search
КСР от Калач Микуле

3. Организация педагогического исследования

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника ис­следования. Педагогическое исследование — это процесс и результат научной деятель­ности, направленной на получение новых знаний о закономерностях педагогического про­цесса, его структуре, принципах, содержании й технологиях.

Наука заключает­ся в такой груп­пировке фактов, которая позволя­ет выводить на основании их об­щие законы или заключения.

(Ч. Дарвин.)

Если вы хотите, чтобы педагоги­ческий труд давал учителю радость, а не превращался в скучную одно­образную повсед­невность, ведите каждого учителя на тропку иссле­дователя. (В. А Сухомлинский.)

Для записей

Целостный подход

Личностный подход

Деятельностный подход

Полисубъектный (диалогический) подход

Культурологический подход

Аксиологический подход

Эгнопеда готический подход

Антропологический подход

Является развитием системного подхода. Предписывает:

□ при изучении педагогического процесса рассматривать его как целостную систему с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в ре­шении тех или иных задач, а движение каждого элемента подчинено закономерностям движения целого;

□ помнить, что обучение и воспитание — единый процесс (педагогический, образо­вательный), что личность не воспитывается и не развивается по частям;

□ при организации педагогического процесса ориентироваться на интегративные (целостные) характеристики личности, понимать саму личность как сложную психи­ческую систему, имеющую свою структуру и функции

Означает признание социальной, деятельной и творческой сущности личности. Лич­ность рассматривается как продукт общественно-исторического развития и носитель культуры.

Придерживаясь личностного подхода при конструировании и осуществлении педаго­гического процесса, педагог-исследователь и педагог-практик ориентируется на лич­ность как на субъект, цель, результат и главный критерий эффективности педагогиче­ского процесса

Утверждает, что деятельность — основа, средство и фактор развития личности. Дея­тельность есть форма активности человека, выражающаяся в его практическом, пре­образующем и исследовательском отношении к миру и самому себе. Исходя из дея-тельностного подхода, педагог учитывает, что игра, учение, труд, общение как виды деятельности являются важнейшими факторами и средствами воспитания растущей личности. Задача педагога — организовать эти виды деятельности, поставив ребенка в позицию субъекта

Предписывает учитывать, что личность есть продукт и результат общения с окружаю­щими людьми. С позиции данного подхода личность развивается только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога (полилога)

Утверждает, что педагогический процесс должен быть организован как освоение ре­бенком культуры современного общества во всех ее аспектах. Это отражено, в част­ности, в целях образования (базовая культура личности, культура самоопределения, формирование здорового образа жизни и т. п.)

Означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, в том числе ценностей образования и педагогической деятельности. Предполагает такую ор­ганизацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы освоение учащимися ценностей общечеловеческой культуры, изучение и формирование их ценностных ори­ентации. (Аксиология — учение о ценностях, ценностной структуре мира)

Призывает учитывать, что ребенок живет в конкретной социокультурной среде, при­надлежит к определенному этносу. Этот подход предполагает организацию и осущест­вление процесса воспитания с опорой на национальную культуру, традиции, обычаи народа. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально использовать воспитатель­ные возможности среды, в которой растет и формируется ребенок, с учетом специфи­ческого колорита, придаваемого этой среде национальной культурой

Означает системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспита­ния в процессе организации и осуществления педагогического процесса

Схема 18

Из народной мудрости

п Стремись завоевать не мир, а его знание (осетин.).

Живи сообразно с природой (античный афоризм).

Унция полезного дела стоит фунта проповедей (амер.).

82

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает педагогические факты и явле­ния. По направленности выделяют:

фундаментальные исследования, которые своим результатом имеют обобщающие концепции, разработку моделей развития педагогических систем на прогностической основе и не преследуют непосредственно практические цели;

прикладные исследования, которые решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с изучением отдельных сторон педагогического процесса (содержание образования, разработка технологии педагогического процесса и т. д.);

разработки, направленные на обоснование научно-практических рекомендаций по воспитанию и обучению, формам и методам организации деятельности педагогов и уча­щихся, управлению школой и другими образовательными системами; на создание учебных программ, учебников, пособий и т. д.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методо­логических параметров. К ним относятся: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения.

Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии ак­туальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и реше­ния проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования. Решение проблемы обычно составляет цель исследования. Цель — замысел исследования; научный результат, ко­торый должен быть получен в итоге исследования. Формулировка проблемы и цели влечет за собой выбор объекта исследования. Им можег быть педагогический процесс или область педа­гогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Объект — это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования — часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практи­ческой или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку гипотезы. Гипотеза представляет собой совокупность теоретически обоснованных предпо­ложений, истинность которых подлежит проверке.

Критерий научной новизны характеризует новые теоретические и практические выво­ды, закономерности образования, его структуру, содержание, принципы и технологии, ко­торые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе. Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое зна­чение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получе­нии закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования со­стоит в подготовке предложений, рекомендаций и т. п.

Структура и логика педагогического исследования могут быть представлены следую­щей последовательностью этапов:

□ общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; формулирование цели и задач исследования;

□ выбор методологии (исходной концепции, опорных теоретических положений, едино­го исследовательского подхода);

□ построение гипотезы исследования;

□ выбор методов исследования; проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования;

□ организация и проведение преобразующего и контрольного экспериментов;

□ анализ, интерпретация и оформление результатов исследования;

□ выработка практических рекомендаций.