3. Организация педагогического исследования
Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования. Педагогическое исследование — это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях педагогического процесса, его структуре, принципах, содержании й технологиях.
Наука заключается в такой группировке фактов, которая позволяет выводить на основании их общие законы или заключения.
(Ч. Дарвин.)
Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя. (В. А Сухомлинский.)
Для записей
Целостный подход
Личностный подход
Деятельностный подход
Полисубъектный (диалогический) подход
Культурологический подход
Аксиологический подход
Эгнопеда готический подход
Антропологический подход
Является развитием системного подхода. Предписывает:
□ при изучении педагогического процесса рассматривать его как целостную систему с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении тех или иных задач, а движение каждого элемента подчинено закономерностям движения целого;
□ помнить, что обучение и воспитание — единый процесс (педагогический, образовательный), что личность не воспитывается и не развивается по частям;
□ при организации педагогического процесса ориентироваться на интегративные (целостные) характеристики личности, понимать саму личность как сложную психическую систему, имеющую свою структуру и функции
Означает признание социальной, деятельной и творческой сущности личности. Личность рассматривается как продукт общественно-исторического развития и носитель культуры.
Придерживаясь личностного подхода при конструировании и осуществлении педагогического процесса, педагог-исследователь и педагог-практик ориентируется на личность как на субъект, цель, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса
Утверждает, что деятельность — основа, средство и фактор развития личности. Деятельность есть форма активности человека, выражающаяся в его практическом, преобразующем и исследовательском отношении к миру и самому себе. Исходя из дея-тельностного подхода, педагог учитывает, что игра, учение, труд, общение как виды деятельности являются важнейшими факторами и средствами воспитания растущей личности. Задача педагога — организовать эти виды деятельности, поставив ребенка в позицию субъекта
Предписывает учитывать, что личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми. С позиции данного подхода личность развивается только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога (полилога)
Утверждает, что педагогический процесс должен быть организован как освоение ребенком культуры современного общества во всех ее аспектах. Это отражено, в частности, в целях образования (базовая культура личности, культура самоопределения, формирование здорового образа жизни и т. п.)
Означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, в том числе ценностей образования и педагогической деятельности. Предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы освоение учащимися ценностей общечеловеческой культуры, изучение и формирование их ценностных ориентации. (Аксиология — учение о ценностях, ценностной структуре мира)
Призывает учитывать, что ребенок живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Этот подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальную культуру, традиции, обычаи народа. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности среды, в которой растет и формируется ребенок, с учетом специфического колорита, придаваемого этой среде национальной культурой
Означает системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания в процессе организации и осуществления педагогического процесса
Схема 18
Из народной мудрости
п Стремись завоевать не мир, а его знание (осетин.).
□ Живи сообразно с природой (античный афоризм).
□ Унция полезного дела стоит фунта проповедей (амер.).
Педагогическое исследование объясняет и предсказывает педагогические факты и явления. По направленности выделяют:
□ фундаментальные исследования, которые своим результатом имеют обобщающие концепции, разработку моделей развития педагогических систем на прогностической основе и не преследуют непосредственно практические цели;
□ прикладные исследования, которые решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с изучением отдельных сторон педагогического процесса (содержание образования, разработка технологии педагогического процесса и т. д.);
□ разработки, направленные на обоснование научно-практических рекомендаций по воспитанию и обучению, формам и методам организации деятельности педагогов и учащихся, управлению школой и другими образовательными системами; на создание учебных программ, учебников, пособий и т. д.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения.
Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования. Решение проблемы обычно составляет цель исследования. Цель — замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Формулировка проблемы и цели влечет за собой выбор объекта исследования. Им можег быть педагогический процесс или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Объект — это то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования — часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку гипотезы. Гипотеза представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.
Критерий научной новизны характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе. Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т. п.
Структура и логика педагогического исследования могут быть представлены следующей последовательностью этапов:
□ общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; формулирование цели и задач исследования;
□ выбор методологии (исходной концепции, опорных теоретических положений, единого исследовательского подхода);
□ построение гипотезы исследования;
□ выбор методов исследования; проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования;
□ организация и проведение преобразующего и контрольного экспериментов;
□ анализ, интерпретация и оформление результатов исследования;
□ выработка практических рекомендаций.
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора