logo search
КСР от Калач Микуле

2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества

Образование является важнейшим фактором развития общества, определяющим пер­спективы его развития. Свои функции образование выполняет в соответствии с теми или иными образовательными парадигмами (греч. paradeigma — пример, образец). Образова­тельная парадигма — концептуальная модель решения задач (проблем) образования. Парадигмы образования на теоретическом уровне обосновывают и определяют направ­ления развития образовательной практики, проектирования конкретных моделей органи­зации образования. Элементы, от содержания и доминирования которых зависит формирова­ние той или иной парадигмы, представлены в схеме 1.

Представление о системе знаний и умений, необхо­димых человеку конкретной исто­рической эпохи

Осознание типа культуры и спо­собов развития че­ловека в процессе освоения культур­ного опыта

I

Принципы коди­рования и переда­чи информации

Образовательная парадигма

Осмысление цен­ности и роли об­разования в обще­стве

Представления об образе и месте пе­дагога в образова­тельном процессе

Схема 1

Положение и функ­ции ученика в об­разовательном про­цессе

ш

В мировой и отечественной педагогике на протяжении веков формировались следующие парадигмы образования.

1. Знаниевая и культурологическая. Знаниевая парадигма активно оформлялась еще в средневековье и с тех пор реализуется в рамках традиционной классно-урочной системы обучения. Основное положение этой пара­дигмы заключается в идее передачи учащимся «готовых», «завершенных» знаний. Культурологическая пара­дигма ориентирует образование не на овладение «суммой» знаний, а на освоение элементов культуры, способов обучения, общения, поведения.

2. Технократическая и гуманистическая парадигма. Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации образования на основе репродуктивной деятельности учащихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксированных эталонов знаний и опыта. Процесс обучения строится как технологический процесс (реализуется посредством обучающих, корректирующих, контролирующих и оце­нивающих процедур) с четко определенными критериями обучения. В мировоззрении учащихся преобладают средства над целью, технологии и техники над общечеловеческими ценностями. Для гуманистической парадиг­мы человек не является объектом манипуляций, а представляет собой высшую ценность. Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие, сотрудничество, оказание поддержки личности.

3. Педоцентристская и детоцентристская. Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обуче­ние в качестве главных факторов развития ребенка, при этом основная роль отводится педагогу. При анализе процес­са образования определяющими являются методика, новаторство, творчество педагога в то время, как личностные качества, интересы и способности учащихся учитываются недостаточно. Детоцентристская парадигма ориентиру­ет на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особен­ностей, способностей и интересов.

4. Социетарная и человекоориентироваииая. В основе социетарной парадигмы лежат принципы государствен­ного управления образованием. Государство определяет характер и цели образования, а управление образованием носит только государственный харакгер. В рамках человекоориентированной (антропологической) парадигмы в про­цессе обучения и воспитания учитываются в первую очередь индивидуальные особенности и интересы всех участ­ников образовательного процесса (ребенка, родителей, педагогов и др.).

В современной образовательной практике сочетаются элементы всех этих парадигм или преобладает одна из них в рамках отдельной педагогической системы (например, авторской школы). В соответствии с образователь­ными парадигмами в обществе организуются те или иные модели образования. Взаимосвязь основных функций образования и моделей образования отражена в схеме 2.

Основные функции образования в обществе

Функция воспроизводства культуры, опыта деятельности

Знаниевая (теоретическая, традиционная, предметно ориентированная) модель образования

Цель образования: усвоение предметных знаний. Обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению в виде «завершенных» («готовых») знаний, умений и навыков. Формируется личность с конкретным типом мировоз­зрения, готовая к жизни и труду в неизменяющихся, ста­бильных условиях.

Реализуется через предметно ориентированную по­зицию учителя, авторитарный стиль руководства дея­тельностью учащихся. Ученик — объект управления, исполнитель планов учителя. Деятельность его носит в основном репродуктивный характер

Функция развития личности и общества

Универсальная (инновационная, личностно ориентированная, способноегнан) модель образования

Цель образования: развитие личности. Обеспечивает развитие универсальных способностей до­бывать знания и применять их в новых условиях. Формируется личность, обладающая способностями к са-моопределению, к освоению новых способов мышления и деятельносги, рефлексии, диалогу, анализу ситуации, определению целей, способов их достижения, к продук­тивном)' общению и сотрудничеству с другими людьми, а также способностью действовать в новых, постоянно ме­няющихся ситуациях.

Реализуется через личностно ориентированную пози­цию учителя, демократический стиль его руководства деятельностью учащихся. Ученики — субъекты учения и совместной деятельности с учителем и друг с другом

Схема 2

Современное образование имеет тенденцию приобретать личностно ориентированную направленность, ста­новится гибким и динамичным. Образование как социальная система превращается в дифференцированную

Из народной мудрости

Учись, поколе хрящи не срослись (рус).

Алмазу нужна шлифовка, человеку — образование (япон.). п Учиться и в шестьдесят лет не поздно (япон.).

и открытую для изменений сферу образовательных услуг, которая позволяет личности со­знательно выбирать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со свои­ми образовательными потребностями, способностями, тендерными особенностями.