logo search
КСР от Калач Микуле

Тема 1.9

Образование как целостный педагогический процесс

Обучение и воспитание взаимосвязаны. Обучая, воспитывать. Воспитывая, обучать — в этом целостность учебно-воспитательного процесса.

В. А. Караковский

Требования к компетентности но теме

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие»; П знать и уметь характеризовать функции, движущие силы, структуру целостного педагогического процесса;

□ уметь характеризовать педагогический процесс как целостное явление;

□ знать и уметь обосновывать закономерности и принципы педагогического процесса, уметь устанавливать взаимосвязь этих понятий;

п уметь анализировать учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе с точки зрения законо­мерностей и принципов педагогического процесса.

Основные вопросы

1. Понятие о целостном педагогическом процессе.

2. Структура и основные характеристики педагогического процесса.

3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса.

4. Закономерности педагогического процесса.

5. Принципы педагогического процесса и правила их реализации.

Понятия темы

Целостный педагогический процесс, функции педагогического процесса, структура педагогического процесса, педагогическое взаимодействие, педагогическая ситуация, педагогическая задача, закономерности, принципы, правила педагогического процесса.

Рекомендуемая литература

1. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведе­ний / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — С. 60—63; 68—76; 80—89.

2. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Пе­дагогическое общество России, 2002. — С. 193—207.

3. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гу-манит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. I: Общие основы. Процесс обучения. — С. 431—436; 440—466.

4. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. — Минск : ТетраСистемс, 2001. — С. 75—83.

5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 165—184; 290—299. — Гл. 9.

6. Смирнов, В. И. Общая педагогика: учебное пособие / В. И. Смирнов. — М.: Логос, 2002. — С. 243—249.

7. Стефановская, Т. А. Педагогика : наука и искусство. Курс лекций / Т. А. Стефановская. — М.: Совершенство, 1998. —С. 120—139.